Цистерна

ЦИСТЕРНА (от лат. cisterna — водоём, водохранилище * а. tank; н. Tankwagen, Kesselwagen, Zysterne; ф. citerne, reservoir, soute; и. cisterna, tanque, aljibe) — ёмкость для хранения или транспортировки жидкостей, сжиженных газов, сыпучих тел. Различают стационарные и нестационарные цистерны. Стационарные цистерны изготавливают из бетона, железобетона, стали, алюминиевых сплавов и других материалов; цистерны могут быть подземными, заглублёнными и наземными. Цистерны, как правило, оборудуются приборами для контроля за состоянием продукта, устройствами заполнения и слива.

автоцистернаНестационарные цистерны предназначены для транспортировки грузов. Цистерны для перевозки углеводородного сырья различаются: по виду транспорта — железнодорожные цистерны, цистерны автомобильные, цистерны-контейнеры (могут перевозиться всеми видами транспорта); по назначению — для светлых (бензинов, дизельных топлив, керосинов), тёмных (нефтей, масел, мазутов, битумов), нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и сжиженных природных газов. В свою очередь, автомобильные цистерны классифицируются: по транспортной базе — на базовом шасси автомобилей обычной и повышенной проходимости, прицепов и полуприцепов с различными седельными тягачами; по вместимости резервуара — малой (до 5 м3), средней (от 5 до 15 м3) и большой (свыше 15 м3); по технологическому назначению — транспортные (только для перевозки) и заправочные, которые могут использоваться и как транспортные (рис.).

Резервуар автомобильной цистерны для нефтепродуктов изготавливается из стали или цветных металлов с поперечным сечением прямоугольной, круглой или овальной формы, с плоскими, коническими или сферическими днищами. Сверху в средней части обечайки вварены горловина с герметической крышкой и наливным и смотровым люком, внутри устанавливаются волногасители и кольца жёсткости. Автомобильная цистерна оборудована сливоналивными патрубками, "дыхательным" клапаном, указателем уровня налива, быстродействующими запорными устройствами. Цистерны-заправщики дополнительно оборудуются насосами, счётчиками, фильтрами. Цистерны автомобильные для тёмных нефтепродуктов (мазутобитумовозы, гудронаторы) имеют автономные подогревательные устройства. Заполнение автомобильных цистерн нефтепродуктом производится обычно через наливной люк (верхний налив), а опорожнение — через нижние сливные патрубки (нижний слив).

Реклама



Эксплуатационная вместимость серийных отечественных автомобильных цистерн от 4,2 до 10 м3, цистерны прицепов до 6,7 м3, цистерны полуприцепов до 26 м3. За рубежом эксплуатируются автомобильные цистерны до 36 м3.

Автомобильные цистерны для сжиженных углеводородных газов представляют собой стальную горизонтальную цилиндрическую ёмкость сварной конструкции с эллиптическими днищами, в заднем днище вварен люк с приборами. Сливоналивная арматура смонтирована в нижней части ёмкости. Для защиты от прямого воздействия солнечных лучей цистерна защищается теневым кожухом и покрывается красками светлых тонов, снижающих нагрев продукта от солнечных лучей и потери его от испарения. Рабочее давление цистерны 1,6 или 1,8 МПа, рабочая температура от — 40 до + 50°С, эксплуатационных вместимость при коэффициенте заполнения 0,85 от 4 м3 до 29,8 м3. Раздаточные автомобильные цистерны дополнительно оборудуются насосом и устройством наполнения баллона. Серийные автомобильные цистерны для сжиженных углеводородных газов в большинстве безрамной конструкции.

Цистерны-контейнеры (металлические ёмкости прямоугольной, эллиптической или цилиндрической формы, помещённые в рамный каркас и оборудованные устройствами для слива и налива) служат для перевозки и хранения нефтепродуктов, а также используются как сменные ёмкости на автозаправочных станциях. Геометрическая ёмкость цистерн-контейнеров от 2 до 5 м3. Для централизованного группового снабжения потребителей сжиженным углеводородным газом применяются цистерны-контейнеры (полупередвижные резервуары) геометрической ёмкостью 0,6, 1,0 и 1,6 м3.