Электровоз

электровоз постоянного токашахтный электровозЭЛЕКТРОВОЗ (а. electric loсоmotive; н. Elektrolokomotive; ф. loсоmotive electrique; и. loсоmotora electrica) — самоходное тяговое средство, приводимое в движение электрическими двигателями, которые получают энергию от внешнего источника через контактную сеть или за счёт индуктивной связи, а также от собственных тяговых аккумуляторных батарей. В CCCP впервые применён на Лопатинском фосфоритном руднике в 1932, а в 1933 — на карьере города Магнитная, затем на Коунрадском руднике, Баженовских асбестовых и других карьерах. В угольной промышленности электровозы впервые использованы в 1949 на карьерах Урала. Делятся на карьерные и шахтные; работают на переменном или постоянном токе. Карьерные электровозы различают по роду применяемого тока (переменный, постоянный), силе тяги, мощности и скорости часового и длительного режимов работы тяговых электродвигателей. На горных предприятиях используются электровозы серий Д100м, Д94, IVKП1, ЕЛ-1, ЕЛ-2, ЕЛ-21, 21Е и 26Е. С конца 60-х годов электровозы на карьерном транспорте начали заменять тяговыми агрегатами и применяют в основном (1988) на карьерах производственной мощностью свыше 30 млн. т горной массы.

Электровозы широко используются на шахтах CCCP. В основе локомотивного парка угольных шахт — аккумуляторные электровозы (около 70%), рудных — контактные электровозы (около 100%). Последние питаются от внешнего источника постоянного тока. Применяются также бесконтактные электровозы переменного тока повышенной частоты (50 кГц), получающие электроэнергию за счёт индуктивной связи токоприёмника электровоза с кабельной тяговой сетью. В CCCP выпускаются аккумуляторные электровозы типов АРП7, APB7, АРП10, АРП14 и АРП28; контактные — К10 и К14 (М). Аккумуляторные электровозы сцепной массы 2, 5, 7, 10, 14, 16 и 28 т рассчитаны на длительные скорости от 5,5 до 18 км/ч. За рубежом производятся шахтные контактные электровозы со сцепной массой от 4 до 45 т при длительных скоростях от 5 до 25 км/ч и аккумуляторные электровозы с соответствующими параметрами от 3 до 45 т и от 5 до 15 км/ч.

Современные тенденция развития электровозов — переход на тиристорные импульсные системы управления тяговыми двигателями с применением микропроцессорной техники (см. также Локомотив, Тяговый агрегат и Тепловоз). См. рис. 1, рис. 2.