Изоляционные покрытия



ИЗОЛЯЦИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ трубопроводов (а. pipe-line insulation соatings; н. isolierende Rohrumhullungen, Rohrleitungsisolationen; ф. revetements isolants de соnduites; и. recubrimientos aislantes de tuberias) — служат для защиты трубопровода от коррозии, наносятся на его поверхность в трассовых, базовых или заводских условиях.

В зависимости от наличия блуждающих токов, назначения и особенностей прокладки трубопровода, а также коррозионной активности почв различаются материалами, послойным составом и толщиной (нормальный или усиленный тип). Применяют битумные, полимерные, лакокрасочные, стеклоэмалевые и бетонные изоляционные покрытия, а также алюминиевые и цинковые покрытия (наносятся на базе газотермическим способом), жировые смазки (для северных районов страны) и др. Битумные покрытия наносят в заводских и трассовых (полевых) условиях при диаметре труб не более 800 мм и температуре транспортируемых продуктов не выше 40°С. Состоят из слоя битумной грунтовки (наносится на очищенную, сухую поверхность труб), одного или двух слоев (в зависимости от типа изоляционного покрытия) битумно-резиновой мастики (МБР-65, МБР-75, МБР-90, МБР-100 и др.), армирующей (из стеклохолста BB-К, BB-Г и др.) и защитной (бикарул, обёртки ПДБ и ПРДБ, бризол и др.) обёрток. Полимерные покрытия, используемые в полевых условиях, представляют собой липкие изоляционные полиэтиленовые и полихлорвиниловые ленты, которые наматываются на трубопровод в один или два слоя (в зависимости от типа изоляционного покрытия). Полиэтиленовые ленты применяют на трубопроводах, диаметр которых не более 1420 мм и температура транспортируемого продукта не выше 60°С, полихлорвиниловые — при диаметре не более 1020 мм и температуре не выше 35°С. Ленты отечественного производства (ПИЛ, ПВХ-БК, МИЛ-ПВХ-СЛ, ЛЭТСАР-ЛПТ, ПЭЛ и др.) наносятся на трубопровод по битумной или клеевой грунтовке, зарубежного — поставляются в комплекте с грунтовкой и защитной обёрткой. Заводские полимерные покрытия пригодны для труб любых диаметров. Температура транспортируемого продукта в случае применения полиэтиленовых покрытий не выше 60°С, эпоксидных — 80°С.

Полимерные покрытия также защищают рулонными защитными обёртками, а кроме того, на подводных переходах, под железными и автомобильными дорогами — деревянными рейками. Лакокрасочные покрытия используют для защиты трубопроводов с наружной и внутренней стороны. Состоят из 2-3 слоев грунтовки и 2 слоев эмали. В состав последней входят плёнкообразующее вещество (синтетические смолы, лаки и др.), наполнитель (алюминиевая пудра), пигмент и растворитель. Наибольшую термокоррозионную стойкость имеют стеклоэмалевые покрытия, получаемые при оплавлении током высокой частоты нанесённых на предварительно очищенные и обезжиренные трубы грунтовых и покровных эмалей (в тонкоизмельчённом состоянии). Однако ввиду хрупкости этот вид покрытий не находит широкого применения. Для подводных речных и морских трубопроводов защитными и одновременно утяжеляющими могут служить бетонные покрытия, которые выполняются в виде сплошного бетонного слоя или железобетонных скорлуп поверх изоляционного покрытия.



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика