Канатная дорога

КАНАТНАЯ ДОРОГА (а. cable way; н. Seilbahn; ф. funiculaire, teleferique; и. transpoptador por cable) — транспортная установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между конечными станциями и поддерживаемому на линии промежуточными опорами стальному канату. Канатные дороги строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также в городах и рабочих посёлках для создания наиболее экономичных, кратчайших транспортных связей между различными объектами.

По назначению различают канатные дороги грузовые, пассажирские и грузопассажирские; по устройству — двухканатные (один из канатов несущий, другой — тяговый) и одноканатные. Канатные дороги бывают с кольцевым движением, при котором вагоны перемещаются по двум параллельным линиям подвесного пути всегда в одном направлении, и с маятниковым — на каждом пути подвешено по одному вагону, совершающему возвратно-поступательное движение между конечными станциями. Маятниковые канатные дороги подразделяются на одно- и двухпутные; в последнем случае вдоль трассы навешены два несущих каната для каждого пути и один тяговый, связывающий оба вагона.

Первая грузовая канатная дорога (длиной 2 км) в СССР построена в 1922 на объекте Волховстроя. В середине 80-х годов в стране действует около 1 тысячи грузовых подвесных канатных дорог. Значительная их часть сооружена в районах Грузии (Чиатурские марганцевые рудники), Армении (Каджаранский комбинат), Азербайджана (Дашкесанский ГОК и др.), Северного Кавказа (Тырныаузский комбинат) и др.

схема грузовой канатной дорогиГрузовые канатные дороги в основном строятся двухканатными с кольцевым движением вагонеток. По двум параллельным несущим (рельсовым) канатам (рис. 1) при помощи бесконечного тягового каната, огибающего на конечных станциях приводной и натяжной блоки, перемещаются вагонетки.

Реклама



Концы несущих канатов на одной станции, обычно на верхней, закрепляются наглухо, а на другой к ним подвешивают натяжные грузы. При выходе со станции гружёные вагонетки автоматически с помощью специальных устройств сцепляются с тяговым канатом, а при входе отключаются. Длина грузовых канатных дорог практически неограничена (так как их могут образовывать последовательно соединённые самостоятельные секции длиной 10 км и более). Например, канатная дорога "Кристенберг — Булиден" (Швеция), служащая для транспортирования руды, имеет протяжённость 96 км. Производительность грузовых канатных дорог достигает 650 т/ч (иногда и более). Скорость передвижения вагонеток на таких канатных дорогах до 5 м/с (обычно 2,5-3,5 м/с), вместимость до 3 т. При меньшей протяжённости трассы (около 3 км с углом наклона до 45°) строят двухканатные маятниковые грузовые канатные дороги с одной или двумя вагонетками, перемещающими грузы (до 150 т/ч) со скоростью 10 м/с. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью до 2,5 м/с. Движение обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог до 150 т/ч, наибольший угол наклона трассы 25°.

На строительстве различных объектов используются лёгкие стационарные и переносные, одноканатные и двухканатные дороги (длиной не свыше 2 км) с кольцевым и маятниковым движением вагонеток. Грузоподъёмность их на таких канатных дорогах не превышает 500 кг, производительность (при кольцевом движении) 15-25 т/ч.

схема пассажирской канатной дорогиПервая пассажирская канатная дорога в СССР построена в 1963 на одной из шахт Ткварчельского угольного месторождения (Грузинская ССР). В начале 80-х годов в стране действовало 83 пассажирских канатных дороги общего назначения. Пассажирские канатные дороги строят двухканатными с кольцевым или маятниковым движением (одного или двух вагонов), а также одноканатными кресельными. На шахтах распространены одноканатные кресельные кольцевые канатные дороги, используемые для перевозки горнорабочих по наклонным выработкам (в начале 80-х годов — 80 подземных кресельных канатных дорог в угольных шахтах). Принцип работы пассажирской маятниковой канатной дороги (рис. 3) заключается в перемещении вагонов по несущим канатам, закреплённым на верхней станции и натянутым контргрузами на нижней.

Тяговый канат натягивается шкивом с контргрузом. На трассе канатные дороги те и другие канаты подвешивают на опорах. С 70-х годов за рубежом применяют пассажирские канатные дороги с самоходными вагонами (с двигателем внутреннего сгорания) с гусеничным ходом по несущему канату. Протяжённость канатных дорог до 12 км, разность уровней между станциями до 3 км, наклон трассы до 45°. Вместимость вагонов до 125 человек, пропускная способность маятниковых канатных дорог до 1000 человек/ч.

Для повышения безопасности на ходовых тележках вагонов двухканатных канатных дорог с маятниковым движением устанавливают ловительные устройства, которые, взаимодействуя с несущим канатом, затормаживают вагон. С этой же целью строят канатные дороги с двумя тяговыми канатами. Для устранения опасности столкновения вагонов на опорных и приёмных площадках (в результате ветровых воздействий) используют активные гасители колебаний. Ежегодно в промышленно развитых странах вводится в строй свыше 1 тысячи пассажирских канатных дорог. В 1975 в мире действовало более 15 тысяч таких дорог. Действует международная организация по пассажирским канатным дорогам (ОИТАФ).

Дальнейшее развитие канатных дорог связано с усовершенствованием устройств и элементов сооружения, повышением надёжности и долговечности их работы, внедрением автоматического управления и др.

канатная дорога