Клеть шахтная

КЛЕТЬ ШАХТНАЯ (а. cage; н. Schachtforderkorb, Korb; ф. cage de mine; и. jaula de mina) — транспортный сосуд для подъёма по стволу полезного ископаемого и породы в шахтных вагонетках, спуска и подъёма людей, материалов и оборудования. Начало применения клети шахтной относится к концу 18 века, когда они заменили на шахтном подъёме бадьи. Клети шахтные используются на одноканатных и многоканатных подъёмных установках, двухклетевых и одноклетевых (с противовесом) подъёмах главных и вспомогательных стволов. По транспортному назначению клети шахтные разделяют на грузовые, грузо-людские и людские. В качестве основных подъёмных сосудов они, как правило, применяются на неглубоких, ограниченной производственной мощности и старых шахтах.

Клети шахтные вертикальных стволов бывают неопрокидными и опрокидными. Неопрокидные клети наиболее распространены, имеют один этаж и более, вмещают по несколько вагонеток. На шахтах в основном применяют стандартные одно- и двухэтажные неопрокидные клети шахтные с одной вагонеткой в этаже. Конструктивно неопрокидная клеть шахтная для одноканатного подъёма представляет собой несущий стальной каркас, обшитый по длинным сторонам перфорированной листовой сталью; снабжается направляющими стопорным, подвесным и парашютным устройствами, а также рельсовой колеёй для вагонетки. На коротких сторонах клети навешены дверцы, запирающиеся снаружи. Недостаток неопрокидных клетей шахтных — ограниченная возможность повышения полезной нагрузки, определяемая типоразмером вагонетки, а при увеличении их числа — количеством этажей клети, сечением ствола.

Опрокидные клети шахтные позволяют осуществлять подъём полезных ископаемых в шахтных вагонетках без выкатывания их из клети. Клети шахтные этого типа применяют в основном на вспомогательных подъёмных установках вертикальных стволов. Основные элементы такой клети — вертикально перемещающаяся по проводникам рама и подвижная платформа, соединённые осью вращения. К раме присоединяются прицепное устройство, парашюты и крыша (зонт). На раме платформы установлены рельсовые пути и стопоры, удерживающие вагонетку при движении клети и во время опрокидывания платформы. В верхней части платформы закреплены разгрузочные ролики. Используются клети шахтные двух конструкций — с поворотом платформы на 45 и 135°. В CCCP наибольшее распространение получили клети со вторым параметром. Клеть загружается на нижней приёмной площадке с помощью толкателей, разгружается на поверхности автоматически. Ролики входят в разгрузочные кривые копра, рама клети движется вверх по направляющим, а платформа поворачивается вокруг оси, и находящаяся в ней вагонетка, удерживаемая стопорами за колёса и кузов, разгружается. Преимущество опрокидных клетей — автоматическая разгрузка вагонеток, что упрощает поверхностное хозяйство шахты и организацию откатки. Недостатки: масса, более чем в 1,5 раза превышающая соответствующий показатель неопрокидной клети той же грузоподъёмности; большие динамические нагрузки на копёр; меньшая безопасность транспортирования людей и др. В связи с этим при проектировании новых шахт применение опрокидных клетей шахтных не предусматривается.

Реклама



Клети шахтные наклонных стволов используют во вспомогательных выработках с наклоном 30-85°. Различают их по типу парашюта (конструкции МакНИИ и типа ПКЛ) и по количеству этажей (одно-, двух-и трёхэтажные). Клеть шахтная с парашютом МакНИИ состоит из рамы с кузовом, ходовой части, стопорного, парашютного и прицепного устройств. В клети выполнены откидными сиденья для людей, а также верхняя торцовая стенка (для загрузки длинномерных материалов). Клеть с парашютом типа ПКЛ отличается от первой в основном наличием на концах рамы специальных направляющих роликов для тормозного каната и конструкцией рамы.

Совершенствование клетей шахтных ведётся в направлении облегчения их массы за счёт перехода на цельносварные конструкции, использования более высококачественных сталей и лёгких материалов с высокой абразивно-коррозионной стойкостью.

За рубежом широко применяют клети шахтные с числом этажей до четырёх (иногда и более). На каждом ярусе перевозится по несколько вагонеток, располагаемых последовательно или параллельно. В таких клетях шахтных может размещаться 200-250 человек.