Нефтепродуктопровод магистральный

НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОД МАГИСТРАЛЬНЫЙ (а. petroleum product main; н. Erdolproduktleitung; ф. pipe-line principal а produits petroliers; и. tuberia magistral de derivados de petroleo, соnducto principal de derivados de petroleo, соnducto magistral de derivados de oil) — комплекс сооружений, предназначенный для транспортировки нефтепродуктов от нефтеперерабатывающего завода до перевалочных и распределительных нефтебаз.

Нефтепродуктопровод магистральный сооружается из стальных труб диаметром главным образом до 500 мм на рабочее давление до 6,4 МПа (конструкция и состав сооружений нефтепродуктопровода магистрального близки к нефтепроводу магистральному), пропускная способность нефтепродуктопровода магистрального — до 8 млн. т нефтепродуктов в год. Нефтеперекачивающие станции нефтепродуктопровода магистрального оборудуются, как правило, центробежными насосами с приводом от электродвигателей. По нефтепродуктопроводам магистральным перекачиваются главным образом автомобильный бензин, дизельное топливо и керосин. По большинству нефтепродуктопроводов магистральных осуществляется также последовательная перекачка продукции (в основном автомобильных бензинов и дизельных топлив), т.е. перекачка различных сортов нефтепродуктов по одному трубопроводу в виде чередующихся партий с раздельным приёмом этих нефтепродуктов на конечном пункте. В этом случае трубопровод оборудуется в основном приборами контроля прохождения зоны смеси нефтепродуктов (образующейся в месте их контакта вследствие неравномерности осреднённых по сечению трубы местных скоростей и турбулентных пульсаций) через различные пункты трассы. В зависимости от свойств нефтепродуктов применяются плотномеры, приборы конденсаторного типа для регистрации диэлектрической постоянной смеси нефтепродуктов, приборы для измерения оптической плотности потока в узком диапазоне спектра и т.п. Для уменьшения количества смеси при последовательной перекачке применяют разделители (механические, жидкостные), помещаемые между перекачиваемыми нефтепродуктами, при этом на насосных станциях и конечном пункте нефтепродуктопровода магистрального устанавливают устройства для запуска и приёма разделителей. Механические разделители (манжетные, сферические) изготавливаются из эластичных материалов. В качестве жидкого разделителя используют нефтепродукты, свойства которых близки к перекачиваемым. Применяются также полужидкие (гелеобразные) разделители, получаемые загущением одного из нефтепродуктов или на основе вязкоупругих полимерных материалов.

Нефтепродуктопроводы магистральные для перекачки высоковязких нефтепродуктов с подогревом, например, мазутов сооружаются также из труб с теплоизоляцией и оборудуются устройствами для подогрева транспортируемой продукции перед перекачкой. При длительном простаивании подогретого нефтепродукта предусматривается возможность замещения его в трубопроводе маловязким нефтепродуктом или подогрев непосредственно в нефтепродуктопроводе магистральном перед возобновлением перекачки с помощью устройств путевого подогрева (электронагревательные ленты или кабели, система, основанная на скин-эффекте, и т.п.). В случае транспортирования нефтепродуктов большому количеству нефтебаз (от одного нефтеперерабатывающего завода) сооружаются т.н. разветвлённые системы нефтепродуктопровода магистрального.