Перегрузочный пункт
ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ в карьере (а. loading point; н. Ubergabestation, Ubergabestelle; ф. point de transbordement; и. punto de transbordo) — предназначен для сочленения различных по параметрам грузопотоков либо видов транспорта; создают на концентрационном горизонте, на который свозится горная масса из 3-5 рабочих уступов. После углубки карьера на определённую величину осуществляется перенос перегрузочного пункта. Шаг переноса определяется затратами на транспортирование горной массы и стоимостью сооружения перегрузочного пункта (рациональная величина 40-80 м).
Наибольшее распространение перегрузочные пункты получили на глубоких карьерах, где используется комбинированный автомобильно-конвейерный транспорт (циклично-поточная технология). На таких предприятиях с помощью перегрузочного пункта осуществляется не только перегрузка горной массы с автосамосвалов на конвейер, но и её переработка до транспортабельных размеров. В зависимости от качества подготовки горной массы применяют грохотильные, грохотильно-дробильные или дробильные перегрузочные пункты. В первом случае горная масса, доставленная из забоя автосамосвалом, пропускается через грохотильную установку, а затем подгрохотный продукт поступает на конвейер, а надгрохотный отгружают в автосамосвалы и вывозят из карьера. Такие пункты применяют при наличии в горной массе не более 10% (по объёму) надгрохотного продукта. Перегрузочные пункты обычно оборудуют подпружиненными колосниковыми грохотами (применяют также струнные, валковые и вибрационные грохоты). На грохотильно-дробильных перегрузочных пунктах надгрохотный продукт додрабливается в дробилке и затем передаётся на конвейер. На дробильных перегрузочных пунктах, применяемых при наличии в исходной горной массе свыше 20% фракции + 400 мм, всю горную массу перед её погрузкой на конвейер пропускают через дробилку. В CCCP наибольшее распространение получили конусные дробилки ККД-1500/180 и ККВД-1200/200. Значительные размеры этих устройств предопределили большую (до 30 м) высоту перегрузочного пункта, а в связи с этим и оборудование их в шахтных колодцах.
Для повышения производительности на каждом перегрузочном пункте организовывают несколько мест одновременной разгрузки автосамосвалов. С этой же целью для сглаживания неравномерности работы отдельных звеньев технологические цепи вблизи перегрузочного пункта создают склад горной массы, запас которой используют во время простоя забойных экскаваторов или несвоевременного прибытия автосамосвалов. При применении комбинированного автомобильно-железнодорожного транспорта перегрузка на перегрузочные пункты осуществляется либо непосредственно, либо с помощью специальных бункеров или экскаваторов.
Перспективы совершенствования перегрузочного пункта связываются с заменой стационарных конструкций на полустационарные и передвижные за счёт применения разборных модулей и малогабаритных передвижных дробилок.