Передвижная крепь

ПЕРЕДВИЖНАЯ КРЕПЬ (а. self-advancing support; н. Schreitausbau, ruckbarer Ausbau, schreitender Ausbau; ф. soutenement deplacable, soutenement ripable, soutenement grimpant; и. entibacion marchante, entibacion desplazable, fortificacion marchante) — неразборная горная крепь, передвигающаяся вслед за очистным или проходческим забоем. По способу передвижения различают механизированные передвижные крепи, передвигающиеся с помощью встроенных в крепь гидравлических или пневматическим домкратов, а также автономных передвижников, и немеханизированные, перемещаемые вручную либо под действием собственной массы или массы обрушенных пород. На шахтах механизированные передвижные крепи применяются: в очистных забоях в качестве крепей комплексов очистных и очистных агрегатов, а также посадочных комплектных крепей, на сопряжениях лавы со штреками — в качестве крепи сопряжений, в проходческих забоях — в качестве проходческой крепи для временного поддержания кровли в призабойной части выработок. Немеханизированные передвижные крепи используется: в очистных забоях крутых пластов в качестве щитовых крепей; в проходческих забоях вертикальных стволов в виде спускной крепи (см. Опускные сооружения), а также в забоях горизонтальных и наклонных выработок в качестве предохранительной временной крепи.

Первые передвижные крепи (посадочные) для очистных забоев были разработаны в начале 40-х годов в виде костров и органных стенок на салазках, передвигающихся с помощью тяговых лебёдок. В начале 50-х годов были созданы передвигающиеся вручную призабойные рамные комплектные крепи. В 1951-60-х гг. разрабатывались гидрофицированные передвижные крепи, ставшие основой современных механизированных комплексов, а также щитовые крепи для крутых и пологих пластов. Начало широкого использования механизированных передвижных крепей в составе очистных механизированных комплексов относится к 1966-70 гг. В этот же период создаются механизированные передвижные крепи сопряжений и проходческие крепи шагающе-распорного типа. Применение их осложнилось тем, что при передвижении передвижные крепи этого типа возникают явления т.н. топтания кровли и её обрушение.

Реклама



Совершенствование передвижных крепей ведётся в направлении создания дистанционных и автоматизированных средств управления передвижкой крепи, при которых скорость крепления может быть доведена до 6-8 м/мин, причём без постоянного присутствия людей в забое.

К передвижным крепям можно отнести также появившиеся в 70-80-е гг. и разрабатываемые в CCCP и за рубежом конструкции проходческих щитов открытого типа и различных крепёжных устройств, используемых в городском и промышленном подземном строительстве для крепления траншей и котлованов. Такие крепи состоят из отдельных инвентарных секций (панелей или блоков), оснащённых для перемещения гидродомкратами, и имеют различные приспособления, ускоряющие процесс их монтажа и демонтажа. Иногда для перемещения такой крепи используют специальные тележки на колёсном или гусеничном ходу, перемещающиеся по бортам траншеи. Передвижные крепи, как правило, имеют и дополнительные приспособления, позволяющие выполнять работы по подготовке основания траншей для укладки в них различных подземных инженерных коммуникаций, а также по транспортировке, укладке и трамбированию грунта обратной засыпки. Важная особенность таких передвижных крепей состоит в том, что они как несущие конструкции возводятся непосредственно в процессе проходки траншей и сразу воспринимают нагрузки, препятствуя развитию деформаций в грунтовом массиве. Это предопределяет возможность их применения при сооружении траншей в условиях плотной городской застройки и на площадках промышленных предприятий, где на крепь действуют дополнительные нагрузки от близлежащих зданий и сооружений. Кроме этого, передвижные крепи способствуют применению прогрессивной замкнутой технологии траншейных работ, когда весь технологический цикл (начиная от рытья траншей и до укладки в них различных подземных коммуникаций) осуществляется короткими заходками при минимальных строительных площадках.