Подземный трубопровод

ПОДЗЕМНЫЙ ТРУБОПРОВОД (а. underground pipeline; н. verdeckte Rohrleitung; ф. соnduite souterraine, pipe-line enterre; и. tuberia subterranea, соnducto subterraneo, соnduccion subterranea) — прокладывается траншейным способом с последующей засыпкой грунтом; предназначен для транспорта газа, нефти, нефтепродуктов, угля, железной руды и т.д. от мест добычи, переработки и хранения к местам потребления. Подземная прокладка обеспечивает защиту трубопровода от механических повреждений, создаёт более благоприятный температурный режим его эксплуатации, не требует полного изъятия из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Минимальная глубина заложения трубопроводов до верха трубы в зависимости от диаметра трубы, природно-климатических условий, вида транспортируемого продукта и условий эксплуатации составляет 0,6-1,5 м.

Подземные трубопроводы для перекачки нефти и газа характеризуются значительной протяжённостью, достигающей многих тысяч км, большими диаметрами (до 1420 мм) и рабочим давлением 7,5 и более МПа.

Подземные трубопроводы состоят, как правило, из стальных труб и соединительных деталей, покрытых противокоррозионным изоляционным покрытием и защитной обёрткой, предохраняющей изоляцию от механических повреждений, запорной арматуры (краны, задвижки), конденсатосборников (для газопроводов) и других устройств. Подземные трубопроводы сооружаются из труб длиной 9-12 м, изготовленных из углеродистой или низколегированной стали, имеющей высокие механические характеристики (предел текучести, временное сопротивление, относительное удлинение, ударную вязкость).

На переходах под дорогами подземные трубопроводы прокладываются в защитных футлярах (кожухах) из стальных или железобетонных труб. На обводнённых и заболоченных участках для предотвращения всплытия подземных трубопроводов пригружаются (балластируются) специальными грузами, утяжеляющими покрытиями или закрепляются при помощи анкерных устройств. Прокладка подземных трубопроводов на пересечённой местности осуществляется упругим изгибом или путём вварки отводов (колен), выполненных предварительным пластическим изгибом труб на специальных трубогибочных станках, а также отводов заводского изготовления.

Реклама



Подземные трубопроводы предназначены для работы в течение длительного срока, поэтому для защиты их от коррозии наряду с пассивными средствами (изоляционным покрытием) используются средства активной электрической защиты — катодные станции, протекторы и др.

Технология сооружения подземных трубопроводов характеризуется высоким уровнем механизации, применением высокопроизводительных механизмов и технологических процессов. Траншеи отрываются с помощью роторных и одноковшовых экскаваторов, направленных взрывов. При строительстве подземных трубопроводов стальные трубы обычно поступают с трубных заводов на трубосварочные базы, находящиеся вблизи трассы трубопровода, где их сваривают в 3-трубные секции поворотной сваркой. Вывозку трубных секций на трассу осуществляют с помощью специальных автомобилей-плетевозов. Сварку секций в непрерывную нитку производят неповоротной ручной, автоматической или контактной сваркой. Трубы могут поступать и непосредственно на трассу, где они поштучно пристыковываются с помощью сварки. Качество сварных стыков проверяют методами неразрушающего контроля. Очистку сваренного подземного трубопровода от загрязнений и ржавчины осуществляют с помощью трубоочистительных машин. После нанесения грунтовки на трубопровод с помощью трубоизоляционной машины обычно наматывают полимерную изоляционную ленту и защитную обёртку. Процесс очистки и изоляции трубопровода, как правило, совмещается с укладкой его на дно траншеи. При наличии заводского изоляционного покрытия на трассе изолируются только стыки и проводится ремонт повреждённых мест заводской изоляции.

После очистки внутренней полости подземных трубопроводов продувкой воздухом или промывкой водой производят испытание трубопровода повышенным давлением на герметичность и прочность.