Скребковый конвейер



СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР СП202СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР (а. flight соnveyor; н. Kettenforderer, Kratzerforderer; ф. соnvoyeur а raclettes, соnvoyeur blinde; и. transoprtador de paleta, transportador de arrastre, transportador empujador, transportador de rolladoras) — транспортирующее устройство, в котором перемещение малоабразивных насыпных грузов осуществляется по неподвижному жёлобу-рештаку с помощью скребков, закреплённых на одной или нескольких тяговых цепях и погружённых в слой насыпного груза.

Скребковые конвейеры классифицируют: по назначению — подземные (для угольных и рудных шахт), общего назначения (для поверхности шахт и обогатительных фабрик), специальные, применяемые в горнотранспортных машинах (механизированных бункерах, самоходных вагонах, погрузочных машинах и т.д.); по характеру выполняемых функций (подземные скребковые конвейеры) — доставочные, используемые только для транспортирования, агрегатные (рис. 1), т.е. работающие в комплексе с каким-либо выемочным агрегатом и кроме транспортирования выполняющих другие функции (например, служат опорой при перемещении комбайна или струга) и тормозные, предназначенные для спуска угля по выработкам с большим углом наклона; по расположению рабочей ветви — с верхней (большинство конструкций подземных скребковых конвейеров), с нижней, с двумя рабочими ветвями; по способу перемещения конструкции — переносные, требующие предварительной разборки и сборки, передвижные, перемещаемые без разборки передвижниками по всей длине одновременно или по частям с изгибом рештачного става. Основные сборочные единицы скребковые конвейеры: став, тяговый орган, приводная станция и концевая головка.

Став скребкового конвейера собирают из отдельных рештаков (длина 1-2,5 м) — штампованных, чаще сварных желобов, состоящих из двух профильных боковин и днища, разделяющего верхние и нижние ветви тягового органа. В некоторых конструкциях переносных разборных скребковых конвейеров штампованные рештаки укладывают один над другим (например, С-50, С53МУ) или горизонтально, образуя два параллельно расположенных жёлоба. В разборном скребковом конвейере рештаки крепятся друг с другом с помощью легкоразборных соединений, а в передвижном — с помощью специальных стержней, позволяющих рештакам изгибаться относительно друг друга в пределах ±3°. В качестве тягового органа в скребковых конвейерах используют одну или две круглозвенные цепи (рис. 2, а и б), реже штампованную разборную цепь. На зарубежных скребковых конвейерах применяются пластинчатые цепи. В скребковых конвейерах с двумя тяговыми цепями возможны два варианта их размещения по ширине рештака: концы скребков закреплены на цепях, которые перемещаются в направляющих пазах рештака; скребки закреплены на сдвоенных вынесенных из направляющих пазов цепях (рис. 2, в). Скребки выполняют штампованными или кованными и на цепях крепят с помощью соединительных звеньев с шагом 640-1024 мм (меньшие значения для скребковых конвейеров, предназначенных для доставки по восстанию, большие — по падению).

Реклама



Приводная станция скребковых конвейеров состоит из электродвигателя, предохранительной муфты (обычно турбомуфты), редуктора и ведущего вала со звёздочками. Возможна установка от одного до четырёх приводных блоков (по два в головной и два в хвостовой частях). Мощность одного блока (в зависимости от типа скребкового конвейера) 22, 32, 45, 55 и 110 кВт.

Концевую головку скребковых конвейеров выполняют с жёсткой или подвижной концевой секцией, снабжённой винтовым или гидравлическим натяжным устройством. В большинстве конструкций скребковых конвейеров натяжение тягового органа осуществляют с помощью храпового механизма, встроенного в редуктор приводного блока и удерживающего тяговый орган натянутым реверсированием приводного электродвигателя. Скребковые конвейеры оборудуют аппаратурой для контроля процесса запуска привода, целостности тяговых цепей и перекоса скребков.

линейные секции конвейераОсновные параметры современных скребковых конвейеров: максимальная производительность 300-990 т/ч при скорости движения тягового органа 1-1,5 м/с; суммарная мощность приводов 220-330 кВт; длина по горизонтали до 350 м; угол наклона установки до 30°. Наработка на отказ базовых скребковых конвейеров очистных комплексов 12-20 ч, гарантированный ресурс рештачного става до 700 тысяч т доставленного угля. Достоинства скребковых конвейеров: высокая прочность и способность выдерживать большие ударные нагрузки, небольшая высота става, простота удлинения и укорачивания става, возможность работы по трассе с искривлениями в вертикальной и горизонтальной плоскостях при сложной гипсометрии почвы, возможность пуска и работы со значительными перегрузками (в условиях завала). Недостатки скребковых конвейеров: интенсивный износ рештачного става и тягового органа, высокая энергоёмкость транспортирования, измельчение перемещаемого груза.

Скребковые конвейеры впервые внедрены в 1935-36 в Кузнецком и Подмосковном угольных бассейнах для доставки угля из очистных забоев. В 1939 харьковский завод "Свет шахтёра" начал выпуск этих конвейеров. С конца 40-х — начала 50-х гг. скребковые конвейеры — основной вид забойного транспорта на угольных и калийных шахтах; они широко используются также на обогатительных и брикетных фабриках. В CCCP серийно изготовляют четыре типа базовых передвижных скребковых конвейеров (СПЦ-161, СП-202, СП-87П и СП-301), входящих в состав очистных механизированных комплексов и предназначенных для доставки угля из лав с пластами мощностью от 0,55 до 4,5 м.



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика