Стендер
СТЕНДЕР (нем. Stдnder * а. standpipe; н. Standrohr; ф. соlonne montante; и. boca de carga у descarga) — сливно-наливное устройство для производства погрузочно-разгрузочных операций с жидкими продуктами (нефть, нефтепродукты, другие жидкие углеводороды, химические продукты, вода и др.) между резервуарными парками и танкерами.
Стендер — основное оборудование погрузочно-разгрузочной системы, устанавливается на погрузочной площадке причала и обеспечивает присоединение грузовых, бункеровочных и балластных трубопроводов к танкеру. Стендеры заменили во 2-й половине 20 века шлангующие сливно-наливные устройства, которые не обеспечивали полную автоматизацию работ и охрану окружающей среды.
Стендер представляет собой герметичную трубную с шарнирами систему диаметром от 50 до 600 мм, имеющую 3 степени свободы и обеспечивающую безопасную погрузку и бункеровку танкеров. Для стендера характерны высокая скорость подсоединения и отсоединения танкера без загрязнения окружающей природной среды и высокая производительность погрузочно-разгрузочных операций с широкими пределами температур жидких продуктов (от 180°С — асфальт до -196°С — жидкий азот).
Стендер состоит в основном из 3 металлических трубных частей (рис. 1): одна неподвижная, закреплённая вертикально на грузовой площадке причала и подсоединённая фланцем к патрубку грузового, балластного или бункеровочного трубопровода, и 2 подвижные (береговая и судовая), соединённые между собой и с вертикальной трубной частью шарнирными соединениями.
Пустые стендеры уравновешиваются во всех положениях при помощи 2 противовесов и системы пантографа. Вращение в вертикальной плоскости судовой и береговой трубных частей, а также вращение всего узла стендера вокруг вертикальной оси осуществляется гидравлическими цилиндрами, управляемыми по месту или дистанционно.
Во время соединения стендера с судном гидравлические цилиндры автоматически переводятся в безопасное положение, что позволяет стендеру следовать за судном, учитывая качку, течение, ветер, приливы и отливы.
В верхней части вертикальной трубы стендера смонтированы 2 шарнирных соединения для вращения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также вакуумный клапан-прерыватель струи жидкости для недопущения разлива жидкости на палубу судна. За судовой трубной частью размещены гидравлические цилиндры для работы судовой и береговой трубных частей. Для подсоединения стендера к патрубку судна на конце его имеется шарнирное соединение, приводная и специальные муфты, сконструированные так, что соединительный фланец всегда остаётся под прямым углом к горизонтальной плоскости, облегчая автоматическое подсоединение к судовому фланцу (рис. 2).
Стендеры на грузовой площадке нефтеналивного причала устанавливаются группой по 3-6 штук.
Погрузка нефти, нефтепродуктов и других жидкостей производится береговыми насосными установками, а откачка балласта танкера на очистные сооружения и слив продукта в резервуары — насосными установками танкера.
Подсоединение стендера к приёмным патрубкам танкера, управление погрузкой, выгрузкой и отсоединением производится по радио, а также с диспетчерского пункта, расположенного на берегу, с местного пункта, находящегося на грузовой площадке, с переносного пульта оператора. При превышении нагрузки на стендере обеспечивается аварийное прекращение сливно-наливных операций путём остановки насосов и перекрытия приводной муфты.