Нефтеналивной причал

НЕФТЕНАЛИВНОЙ ПРИЧАЛсистема пожаротушения причалаНЕФТЕНАЛИВНОЙ ПРИЧАЛ (а. oil terminal; н. Olumschlagpier; ф. terminal petrolier; и. terminal petrolero) — комплекс сооружений и устройств, предназначенных для подхода, швартовки, стоянки и производства погрузочных операций нефтеналивных судов (танкеров).

Нефтеналивные причалы начали сооружаться в начале 20 века в связи с развитием танкерного и нефтепродукто-проводного транспорта. Первый в России морской нефтеналивной причал был построен на Чёрном море в Батуми (1906), предназначался для погрузки керосина на нефтеналивные суда.

Современный морской нефтеналивной причал входит в состав перевалочной морской нефтебазы и является сложным инженерным сооружением, обеспечивающим автоматизированный налив, учёт погруженной нефти и нефтепродукта, обработку и бункеровку танкеров. Обычно нефтеналивные причалы глубоководные, т.к. танкеры принадлежат к числу самых больших транспортных судов.

На нефтеналивном причале на грузовой площадке размещаются стендеры, узлы учёта нефти и нефтепродуктов, запорная, регулирующая и предохранительная арматура, системы сглаживания гидроудара, обеспечивающие безаварийный налив. На грузовой платформе причала расположен местный пункт управления наливом, а также мощные системы пожаротушения. С резервуарного парка перевалочной нефтебазы по нефтеналивному причалу до шлангующих устройств проложены грузовые, бункеровочные и балластные трубопроводы.

Нефтеналивные причалы различаются: по назначению — для обслуживания нефтеперерабатывающих заводов, магистральных трубопроводов, нефтебаз и морских месторождений; по расположению относительно береговой линии — береговые и рейдовые; по характеру крепления к грунту — стационарные и плавучие; по типу швартовки — швартовка лагом, одноточечная или многоточечная швартовка; по способу соединения с береговыми нефтехранилищами — трубопроводами, проложенными по эстакаде, и подводными трубопроводами.

Реклама



Береговые нефтеналивные причалы рассчитаны на швартовку танкеров лагом и представляют собой в плане узкие пирсы пальцеобразной, Т- или Г-образной конфигурации. Рейдовые нефтеналивные причалы располагаются на значительном расстоянии от берега для обеспечения достаточных глубин и избежания дорогостоящих дноуглубительных работ. Рейдовые нефтеналивные причалы подразделяются на стационарные причалы для швартовки танкеров лагом, плавучие многоточечные причалы, одноточечные причалы для швартовки танкера швартовым тросом (плавучие и стационарные). Погрузка нефти, нефтепродуктов и бункеровка нефтеналивного судна производится береговыми установками, а откачка балласта на береговые очистные сооружения — насосными установками танкера.

береговой причалгрузовые трубопроводы причалаУправление всеми грузовыми и вспомогательными операциями осуществляется дистанционно с диспетчерского пункта, расположенного на берегу. Диспетчерский пункт нефтеналивного причала оснащён комплексными системами автоматики и промышленного телевидения с ЭВМ, обеспечивающими полную автоматизацию налива с автоматической и программной дозировкой, учёт, оперативный контроль из диспетчерского пункта за состоянием технологического оборудования и приборов на причале, контроль за загазованностью воздушной среды при погрузке танкера, автоматическую сигнализацию и включение насосных установок при пожаре, мгновенное отсоединение стендеров от танкера в аварийных ситуациях. Для обеспечения полной мобильности оператора при погрузочных операциях предусмотрена система радиоуправления погрузочно-разгрузочными операциями со специального переносного пульта-передатчика.