Вагоноопрокидыватель
ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЬ (а. car dumper, tippler, wagon tippler; н. Wagenkipper; ф. basculeur de wagons; и. volcador de vagones) — сооружение для механизированной выгрузки сыпучих материалов (горной массы и т.п.) из железнодорожных полувагонов и платформ в приёмное устройство (бункер, яма); осуществляется путём опрокидывания или наклона транспортного средства вагоноопрокидывателя.
Применяют в России с конца 19 в.; первые вагоноопрокидыватели были установлены в Мариупольском порту (ныне порт Жданов). В зависимости от типа подвижного состава, а также условий эксплуатации различают вагоноопрокидыватели: роторные (круговые) и боковые, опрокидывающие полувагоны и платформы в поперечном направлении; торцевые — с продольным наклоном поворотной площадки на угол 45-60°, необходимый для самотёчной разгрузки материалов из полувагонов с торцевыми откидными стенками.
Роторные вагоноопрокидыватели наиболее целесообразны при разгрузке большегрузных (60, 93 и 125 т) полувагонов. Конструкция современного роторного вагоноопрокидывателя включает поворотный ротор с платформой для установки вагона, опирающийся на катки. Поворот ротора обеспечивается электроприводом. Гружёный вагон фиксируется в роторе специальным устройством, поворачивается вместе с ним и разгружается. Для очистки стенок и днища полувагона вагоноопрокидыватель снабжают накладными вибраторами. Основные преимущества вагоноопрокидывателя этого типа по сравнению с другими — простота конструкции, относительно небольшая металлоёмкость, высокая производительность (до 30 циклов в час) и надёжность, значительно меньшая установленная мощность. Основной недостаток — необходимость заглубления верхней отметки приёмного бункера на 2,5-3 м ниже уровня головки рельса разгрузочного железнодорожного пути. Боковые вагоноопрокидыватели подразделяются на обыкновенные и башенные. Разгрузка осуществляется за счёт поворота вокруг оси, лежащей вне полувагона. Основные преимущества вагоноопрокидывателя этого типа — возможность поднятия верхней отметки приёмного бункера на 3,5-4 м выше уровня головки рельса разгрузочного железнодорожного пути. В результате этого значительно уменьшается глубина приёмной ямы (имеет важное значение при обводнённых грунтах и работе в районе многолетней мерзлоты), несколько сокращается высота падения кусков разгружаемого материала. Основные недостатки — невысокая производительность (до 20 циклов в час), сложность конструкции, большая металлоёмкость и установленная мощность. Торцевые вагоноопрокидыватели применяются в основном для перегрузки угля и других грузов из полувагонов узкой колеи в полувагоны широкой колеи. Вагоноопрокидыватели этого типа отличаются большой трудоёмкостью и длительностью маневровых операций при разгрузке, низкой производительностью (до 15-18 циклов в час).
Для предохранения вагоноопрокидывателей и приёмных бункеров от атмосферных осадков, а также предотвращения распространения пыли, образующейся при разгрузке, над этими установками сооружают здания-укрытия (шатры). В шатрах монтируют мостовые краны для ведения монтажных работ при установке и ремонте вагоноопрокидывателей, спуска оборудования и запасных частей в приёмную яму. Совершенствование вагоноопрокидывателей ведётся в направлении повышения их пропускной способности, автоматизации процессов выгрузки и др.