Грузопоток карьерный

ГРУЗОПОТОК КАРЬЕРНЫЙ (а. quarry-haulage traffic; н. Guterstrom im Tagebaubetrieb; ф. trafic de carriere; и. movimiento de cargas en la cantera) — устойчивые во времени (в смену, сутки), по направлениям и объёму перемещения горных пород (полезных ископаемых и вскрыши) в карьере. Грузопоток карьерный может исходить из одного забоя – так называемый элементарный грузопоток (рис. 1, а, б), из нескольких забоев на уступе (рис. 2) или горизонте, со всех горизонтов карьера (рис. 3, а, б).

элементарный грузопоток грузопотоки уступовгрузопотоки в пределах карьерного поляразмещение грузопотоков в карьерном поле

Грузопоток карьерный с горизонта, имеющий транспортную связь со своим пунктом приёма грузов, называется отдельным. Группа элементарных грузопотоков карьерных, объединённых общими транспортными коммуникациями, образует общий грузопоток карьерный горизонтов или карьера. При необходимости распределения карьерных грузов по нескольким пунктам элементарный или общий грузопоток рассредоточивается. Если от забоя до пункта приёма груза используется один вид транспорта, грузопоток карьерный называется простым, несколько видов и перегрузочные устройства — комбинированным. В комбинированном грузопотоке карьерном различают: забойную часть — доставку горной массы до стационарных и полустационарных транспортных коммуникаций по временным забойным путям; часть грузопотока карьерного, связанную с перемещением горной массы из карьера по стационарным или полустационарным коммуникациям сложного профиля; часть грузопотока карьерного на поверхности карьера, включающую доставку полезных ископаемых по стационарным путям, а также пород вскрыши на отвале по стационарным и временным.

Реклама



В грузопотоке карьерном применяются сочетания видов транспорта: автомобильный — в забойной части грузопотока; конвейерный, скиповой или гравитационный — по рудоспускам для выдачи горной массы из карьера; железнодорожный, конвейерный или автомобильный — на поверхности. При применении комбинированного транспорта (особенно на нагорных или глубоких карьерах) в местах перегрузки устраивают аккумулирующие ёмкости — связующие элементы частей грузопотока.

Возможное размещение грузопотока карьерного учитывается при проектировании вскрытия карьерного поля, строительства траншей с транспортными коммуникациями. При этом исходят из того, что для уменьшения объёма горно-строительных работ по сооружению траншей грузопоток карьерный целесообразно объединять, а для упрощения организации движения транспорта — иметь отдельный грузопоток карьерный. Обычно разделяют грузопоток карьерный полезных ископаемых и вскрыши (рис. 4, а), а также мощные и формируемые при большой длине фронта работ (рис. 4, б). При разработке горизонтальных и пологопадающих пластообразных месторождений с размещением вскрыши в выработанном пространстве грузопотока карьерного вскрыши выделяются вследствие применения вскрышных экскаваторов для перемещения пустых пород (рис. 4, в) или транспортных средств, доставляющих вскрышу на внутренние отвалы по путям горизонтальным или с уклоном в грузовом направлении (рис. 4, г). На месторождениях с косогорным рельефом поверхности вскрышные грузопотоки карьерные разделяют по погоризонтным отвалам (рис. 4, д). При использовании на карьере различных видов транспорта происходит также естественное разделение грузопотока карьерного (рис. 4, е).

По существу, грузопоток делит карьер на зоны, в которых функционируют комплекты горного и транспортного оборудования, связанные между собой общей системой вскрытия. Обычно в зоне месторождения, формирующей один грузопоток, диапазон свойств грузопотока карьерного ограничен, что позволяет применять специализированные комплексы оборудования, обеспечивающие наибольшую эффективность разработки, например для разработки мягких пород — роторные комплексы с системой конвейерного транспорта, для крепких — буровое и зарядное оборудование, одноковшовые экскаваторы с железнодорожным или автомобильным транспортом, бульдозерами или экскаваторами на отвале. Разделение комплексной механизации по грузопотоку карьерному представляет собой, по существу, организацию горных работ на карьере по технологическим потокам. Под ними понимается технологически связанная совокупность горных машин и транспорта установленной производительности, независимо ведущих разработку определенных зон карьера с выполнением всех технических процессов, начиная от подготовки к выемке до отвалообразования, складирования или передачи полезных ископаемых потребителю в равномерном ритме. Максимальная мощность грузопотока карьерного при железнодорожном транспорте с одноколейным путём в простых условиях 30 тысяч м3 горной массы в сутки, при двухколейном — 60 тысяч м3, при автомобильном транспорте с однополосной дорогой около 50 тысяч т. в сутки.