Конвейерный поезд
КОНВЕЙЕРНЫЙ ПОЕЗД, тележечный поезд (а. соnveyor train; н. Bandzug, Troggliederzug; ф. соnvoyeurs en serie; соnvoi de bandes; и. tren de transportadores), — транспортное средство в виде отдельного поезда с грузонесущим полотном лоткового типа, движущееся по рельсовой колее или специальным направляющим. Предназначено для массовых перевозок насыпных грузов от мелких до кусков размером 1200 мм. Применение конвейерных поездов началось в 60-х гг. 20 века во Франции (фирма "Seccam") и в США (фирма "Dashaveyor").
Конструктивно конвейерный поезд выполняется в виде шарнирно соединённых одноосных тележек (рис.), благодаря чему легко вписывается в кривые малого радиуса и поворачивается вдоль продольной оси.
Лотки отдельных тележек объединены в сплошной лоток посредством гибких межтележечных перекрытий. Концевые тележки имеют торцевые стенки.
Наиболее перспективно и экономически целесообразно использование конвейерных поездов при открытой разработке полезных ископаемых. Применяются при двух технологических схемах: поточной — с доставкой крупнокусковой горной массы конвейерным поездом непосредственно из забоев на отвалы или обогатительную фабрику и циклично-поточной — с перемещением горной массы автосамосвалами к перегрузочному пункту и дальнейшим транспортированием конвейерным поездом. Транспортные системы таких карьеров включают рельсовые пути, конвейерные поезда, приводы конвейерных поездов, загрузочные и разгрузочные устройства, тормоза, системы управления и энергоснабжения. Разветвление рельсовых путей осуществляется с помощью стрелочных переводов, управляемых автоматически.
Для движения конвейерных поездов применяется рассредоточенный привод в виде линейных асинхронных двигателей с размещением статора в пути, а вторичного элемента (реактивной шины) — на тележках поезда или напольный привод фрикционного типа с использованием резиновых шин. Возможна комбинация этих двух типов привода. Приводы устанавливают на расстоянии, несколько меньшем длины поезда, и поочерёдно "передают" поезд друг другу. На тяжёлых участках пути, например на подъёме, их располагают недалеко один от другого, так что один поезд перемещается одновременно несколькими приводами.
Загрузка конвейерных поездов производится одноковшовым экскаватором с помощью передвижного бункера, разгрузка на устройствах передвижного или стационарного типа, путём поворота конвейерного поезда вокруг продольной оси или в вертикальной плоскости через разгрузочную головку.
Оптимальные параметры конвейерных поездов на открытых работах: поперечное сечение груза на полотне 1-1,5 м2; грузоподъёмность 300-400 т; скорость движения с грузом 5-10 м/с. Основные достоинства конвейерных поездов: работа на крутых уклонах (до 20-25%); транспортирование крупнокусковой горной массы (до 1200 мм); движение по путям с малыми радиусами закруглений (до 30-40 м); полная автоматизация работы системы. Недостатки: большое число приводов, подверженность поезда действию переменных (растягивающих и сжимающих) усилий.
Транспортные системы с конвейерными поездами распространены в Австралии, Франции, ФРГ. В CCCP действуют экспериментальные установки с конвейерными поездами.