Куруман
КУРУМАН (Kuruman) — марганец-железорудный бассейн в ЮАР, в северной части Капской провинции, в пустыне Калахари. Разрабатывается с 1954. Бассейн вытянут в меридиональном направлении более чем на 450 км и сложен нижнепротерозойскими породами системы Трансвааль (обломочная и карбонатная толщи, железорудная формация Куруман, яшмы). Разрез завершается отложениями серии Грикваленд, содержащей железистые кварциты, переслаивающиеся с пластами оолитовых марганцевых руд. Рудная толща состоит из 3 пластов средней мощностью 3 м. Суммарная продуктивная мощность от 20 до 50 м. Пласты марганцевых руд прослежены на несколько километров. Руды сложены браунитом, криптомеланом, реже гаусманитом и манганитом. Содержание Mn в рудах 38-48%, Fe 4-20%. Главные месторождения бассейна: Маматван, Мидделплатс, Весселс, Хотазел, Адамс. Общие запасы руды свыше 10 млрд. т (1982). Месторождения бассейна разрабатывает компания "Samanсоr". Годовая добыча около 5 млн. т (1983).
На месторождении Маматван карьером разрабатывается нижний рудный горизонт мощностью до 46 м. Годовая добыча около 1 млн. т руды со средним содержанием Mn 38,5%. Эксплуатация месторождения Весселс и Блэк-Рок с 70-х годов — подземным способом. На первом добыча наклонными выработками ведётся на глубине 300 м. Разрабатывается нижний (мощность 12-17 м) и верхний (6-7 м) рудные горизонты. Годовая добыча 0,5-1 млн. т (1983). На месторождении Блэк-Рок разрабатываются 2 рудных горизонта (мощность 6 м, содержание Mn 40-48%). В 1979 на месторождении Мидделплатс введена в действие шахта проектной мощностью более 1 млн. т руды в год. Месторождение вскрыто вертикальным стволом, оборудованным скипом (глубина 484 м), и наклонным, пройденным под углом 10-12°. Система разработки — камерно-столбовая с оставлением целиков. Извлечение руды около 75%. На подготовительных и очистных работах используется самоходное оборудование. Руда погрузочно-доставочными машинами и автосамосвалами подаётся в рудоспуски, откуда поступает на дробление, а затем в бункерах скиповым подъёмником выдаётся на поверхность. После вторичного дробления, промывки и грохочения руда транспортируется по железной дороге в Порт-Элизабет.