Нефтеналивное судно



нефтеналивное судноНЕФТЕНАЛИВНОЕ СУДНО, танкер (а. oil tanker, oil carrying vessel; н. Erdoltanker; ф. petrolier, petrotanker, navire petrolier; и. petrolero, barсо petrolero), — судно для транспортировки нефти и нефтепродуктов наливом.

До 2-й половины 19 века нефть по водным путям перевозили в бочках на деревянных парусных судах. Изобретение двигателей внутреннего сгорания (1860) и применение их во всех видах транспорта потребовало перевозки больших объёмов нефти и нефтепродуктов на значительные расстояния из мест их добычи и переработки в места потребления. С 70-х годов 19 века нефть и нефтепродукты начали перевозить наливом в трюмных ящиках или непосредственно в корпусе судна. Впервые перевозка нефти наливом в специальных нефтеналивных суднах осуществлена в России в 1873 на Каспийском море на деревянной парусной шхуне "Александр". Первые паровые нефтеналивные суда работающие на жидком топливе, начали применяться в России в 1878.

Современное нефтеналивное судно — однопалубное самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями, расположенными в корме, с продольной (реже поперечной по бортам) системой набора корпуса судна, обычно без двойного дна в грузовых танках. Грузовое пространство в зависимости от размеров нефтеналивного судна разделено несколькими поперечными и 1-3 продольными переборками на танки. Часть танков предназначается для водяного балласта.

Загружают нефтеналивные судна с помощью нефтеналивных установок. От насосных установок нефть или нефтепродукты поступают по береговым и нефтепирсовым трубопроводам на нефтеналивные стендеры и далее в приёмную систему танкера или по подводным нефтепроводам к рейдовому причалу (плавающему или стационарному). Разгрузку нефтеналивных суден проводят судовыми насосными установками по проложенным в танках и по палубе трубопроводам, по нефтеналивным стендерам и береговым трубопроводам в резервуарные ёмкости морских или речных перевалочных нефтебаз.

Реклама



загрузка судна с берегового причалаДля подогрева высоковязких и застывающих нефтей, нефтепродуктов нефтеналивные суда оборудованы теплообменниками — змеевиками, по которым пропускают водяной пар. Нефтеналивные суда оснащены средствами предотвращения и тушения пожаров: не заполненное нефтью газовое пространство танков заполняется инертным газом, при возгорании — паром; для подачи пены к очагу возгорания на нефтеналивных судах, имеются мощные насосные установки. На нефтеналивных судах при ходе без груза предусмотрен приём водяного балласта в специальные и грузовые танки. Водяной балласт перед приёмом нефтегрузов в порту судовыми установками откачивается на очистные сооружения порта или перевалочных нефтебаз. В CCCP построены двухкорпусные нефтеналивные суда, имеющие балластные танки между корпусами. При этом балласт не загрязняется нефтепродуктами и при его сбросе не требует обработки на очистных сооружениях.

Нефтеналивные суда принадлежат к числу самых больших транспортных судов. Современное нефтеналивное судно имеет дедвейт до 500 тысяч т и более, длиной около 400 м, шириной свыше 60 м, высотой борта до 35 м, осадку свыше 25 м и две паровые турбины мощностью до 30 МВт каждая. Разработаны проекты судов, способных перевозить до 1 млн. т нефти. Малые и средние нефтеналивные суда обычно оснащаются дизельными энергетическими установками, крупные — паротурбинными. Дедвейт нефтеналивных судов мирового торгового флота свыше 280 млн. т, дедвейт нефтеналивных судов CCCP 6,1 млн. т (1984).

загрузка судна с одноточечного причала



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика