Подготовка нефти



ПОДГОТОВКА НЕФТИ к транспорту (а. oil соnditioning for transport; н. Erdolaufbereitung; ф. соnditionnement du petrole avant le transport; и. preparacion de petroleo para transportar) — обработка нефти с целью удаления компонентов (вода, минеральные соли, механические примеси, лёгкие углеводородные газы), затрудняющих её транспортировку и последующую переработку. Наличие воды в нефти приводит к удорожанию транспортировки в связи с увеличением её объёмов и повышенной вязкостью смеси нефти и воды по сравнению с чистой нефтью. Присутствие минеральных солей в виде кристаллов в нефти и раствора в воде вызывает усиленную коррозию металла оборудования и трубопроводов; механических примесей — абразивный износ нефтеперекачивающего оборудования и трубопроводов и ухудшение качества получаемых нефтепродуктов. Кроме того, примеси нарушают технологический режим переработки нефти. Из-за недостаточной герметизации систем сбора, транспорта и хранения лёгкие углеводороды (от этана до пентана) теряются в результате испарения. Перечисленные причины обуславливают необходимость подготовки нефти, которая включает обезвоживание нефти, обессоливание нефти и стабилизацию нефти. Качество подготовки нефти регламентируется ГОСТом. Подготовки нефти ведётся на комплексных установках обезвоживания, обессоливания и стабилизации нефти, объединённых в единую технологическую схему сбора и подготовки нефти и попутного газа на нефтяном промысле.

Принципиальная технологическая схема комплексной тепло-химической подготовки нефти предусматривает следующую последовательность проведения операций. Нефть из скважины после групповых замерных установок по коллектору подаётся в концевую совмещённую сепарационную установку (КССУ), в которую через смеситель из отстойника поступает горячая вода, содержащая отработанный деэмульгатор. Под действием тепла пластовой воды и остатков деэмульгатора, поступающих из отстойника в КССУ, происходит частичное разделение эмульсии на нефть, воду и газ. Отделившаяся вода подаётся в нефтеловушку, а выделившийся газ — на газобензиновый завод. Нефть из КССУ вместе с оставшейся водой насосом прогоняется через теплообменники и пароподогреватели, нагретая нефть поступает в отстойник для окончательного отделения нефти от воды. Отделённая вода уносит с собой основное количество солей из нефти. Для более полного обессоливания нефть из отстойника смешивается с горячей пресной водой, которая подаётся насосом в ёмкости с предварительным подогревом пароподогревателем и обескислороживанием. После тщательного перемешивания пресной воды с нефтью, содержащей соли, эмульсия направляется в отстойник, где доводится до требуемой по содержанию солей кондиции.

После обессоливания и отделения воды нефть при необходимости может быть направлена из отстойника на дополнительное обессоливание и обезвоживание в электродегидратор, а если содержание воды и солей в пределах нормы, то нефть, минуя электродегидратор, подаётся прямо в вакуумный сепаратор. Вакуумные компрессоры забирают из сепаратора газ, из которого при прохождении холодильника и гидроциклонного сепаратора выделяется основное количество лёгких углеводородов. Конденсат из сепаратора отправляется на газобензиновый завод, а газ — на специальные установки для полной деэтанизации. Перед теплообменником и отстойником (вместе с подачей пресной воды) в нефть вводится деэмульгатор, воздействующий на поверхностные свойства пограничных слоев 2 фаз эмульсии. Предусмотрена очистка сточных вод с последующей подачей их на нагнетательные скважины для закачки в пласт.



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика