Качество продукции

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ горной промышленности (а. quality of mining products; н. Qualitat der Bergbauprodukte; ф. qualite de la production miniere; и. calidad de la produccion minera) — совокупность свойств продукции горной промышленности, определяющих степень пригодности продукции для использования по назначению.

К продукции горной промышленности относятся сырая и товарная нефть, сырой и товарный газ, газовый конденсат, рядовой и товарный уголь, сырая и товарная руда, штучный камень, щебень, сортированный гравий и песок, драгоценные и поделочные камни, минеральные воды и др. В наибольшей степени качество продукции определяется исходными (природными) свойствами полезных ископаемых, которые с позиции потребляющего производства рассматриваются как полезные и вредные.

Полезные свойства определяют основное функциональное назначение ископаемого сырья. Они выражаются содержанием металла в руде, теплотворной способностью угля, прочностью щебня, длиной и прочностью волокон асбеста, огнеупорностью магнезитов и доломитов, крупностью и чистотой кристаллов пьезокварца и т.д.

Вредные свойства полезных ископаемых усложняют технологический процесс переработки и использования, удорожают стоимость продукта, часто приводят к ухудшению его эксплуатационных и потребительских качеств. Так, зольность угля снижает показатели работы топок. Соединения фосфора и серы в железных рудах ухудшают эксплуатационные свойства чугуна и стали. Качество магнезитового сырья в значительной мере снижают примеси кремнезёма и окиси кальция, влияющие на прочность и огнеупорные свойства конечной продукции. Свойства, составляющие качество продукции, характеризуются с помощью показателей, имеющих количественный измеритель. Исходя из особенностей потребления продукции горной промышленности, номенклатура основных видов показателей для оценки качества продукции включает показатели назначения, технологичности, экономичности. Показатели назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливающие область её применения, обычно играют основную роль при оценке уровня качества продукции. Выражаются они, как правило, содержанием полезного компонента (%, г/т и т.п.). Показатели технологичности влияют на эффективность технологии переработки и потребления полезных ископаемых Определяются выходом конечной продукции, извлечением полезного компонента, потерями (%, г/т и т.п.). Экономические показатели отражают затраты на добычу, подготовку, транспортирование, стабилизацию качественно-технологических свойств, а также на переработку, производство и потребление продукции (руб/т).

Понятие качества продукции имеет 2 аспекта: производственные качество, т.е. совокупность свойств продукции, соответствующих требованиям стандартов, технических условий (например, содержание полезных и вредных компонентов, гранулометрический состав, обогатимость руды и др.); потребительское качество, т.е. конкретный результат потребления, обусловленный уровнем производственного качества продукции (например, расход минерального сырья на 1 т чугуна или концентрата). В качестве критерия оптимальности уровня качества продукции, т.е. её эффективности на стадиях переработки и потребления минерального сырья, применяют комплексный показатель качества продукции q=Skiai, где

ki — отдельное свойство (показатель качества) полезных ископаемых (например, примесь серы, фосфора и т.п.);

ai — значимость отдельного свойства (показателя качества) полезных ископаемых, устанавливаемая на основе математико-статистической обработки производственных данных.

Для совокупной оценки качества продукции горных предприятий по всей цепочке — добыча, переработка, потребление — используют комплексный интегральный показатель качества продукции. При его оптимальном значении обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат.

В процессе производства продукции и её потребления возникают отклонения от заданного уровня качества, изменяются требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции, что вызывает необходимость управления качеством продукции. Управление качеством продукции — комплекс мероприятий организационно-технического и экономического характера, целенаправленно воздействующих на качество продукции. Процесс управления качеством минерального сырья многостадиен. Начинается он с оконтуривания залежей и с выбора направления и порядка развития горных работ на месторождении. В значительной степени возможности управления качеством определяются системой разработки. Непосредственное воздействие на качество полезных ископаемых происходит при извлечении, доставке, выпуске, складировании и отгрузке сырья потребителю. При этом управляющие воздействия, которые могут улучшить природное качество полезных ископаемых, в процессе горных работ относительно ограничены (в основном повышение концентрации продукта в исходном сырье достигают практически только при обогащении или первичной переработке). Включают они снижение разубоживания и потерь путём совершенствования технологии и организации добычных работ, применение новых технических средств горного производства. Абсолютное увеличение или уменьшение среднего содержания какого-либо компонента в добываемом сырье достигается путём управления запасами полезных ископаемых — рациональным включением в эксплуатацию более богатых или бедных руд. В процессе горного производства стремятся повысить стабильность показателей качества добытого минерального сырья для снижения влияния на режимы его переработки, природной изменчивости полезных ископаемых Требования стабильности объясняются сложностью перестройки технологических режимов переработки; при неоптимальном режиме происходит увеличение материально-трудовых затрат, снижение коэффициента извлечения полезного продукта, увеличиваются потери. Задача стабилизации качества полезных ископаемых решается путём смешивания в общем грузопотоке, в т.ч. и на специальных усреднительных комплексах отдельных объёмов добытого сырья с разными уровнями качества.

Управление качеством продукции осуществляется также путём систематического контроля, т.е. проверки соответствия показателей качества установленным требованиям (стандартам, техническим условиям и другой нормативно-технической документации). Большое значение в управлении качеством продукции играют экономические методы, которые охватывают вопросы планирования, стимулирования, ценообразования и др. Важный элемент в управлении качеством продукции — планирование уровня качества, т.е. установление обоснованных заданий на выпуск продукции с определенными значениями показателей, которые должны быть достигнуты для конкретных потребителей к заданному моменту или на заданный период времени. Планирование повышения качества продукции предусматривает наиболее полное использование достижений науки и техники в соответствии с требованиями потребителей, назначением продукции и условиями её использования, требованиями техники безопасности и экономической целесообразности.