Драгоценные и поделочные камни

 ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ (а. precious and semiprecious stones; н. Edel- und Schmucksteine; ф. pierres precieuses et deсоratives; и. piedras preciosas у semi-preciosas) — минералы и горные породы, используемые в ювелирно-камнерезном производстве для изготовления украшений и художественных изделий.

Драгоценные камни отличаются прозрачностью, красивой окраской, иногда радужной цветовой игрой, ярким блеском и другими оптическими эффектами. Особо ценятся долговечность (твердость 6-7 и более по шкале Мооса и химическая инертность) камня и редкость нахождения его в природе. Поделочные камни обычно представлены моно- и полиминеральными агрегатами с красивым цветом или рисунком, непрозрачными или просвечивающими в тонких сколах. Они хорошо полируются благодаря достаточно однородной мелкозернистой, тонковолокнистой или скрытокристаллической структуре. Характерные особенности драгоценных и поделочных камней как полезных ископаемых — разнообразие представляющих их минеральных видов и разновидностей, непостоянная конъюнктура спроса, зависящая от моды, а также сравнительно небольшое количество крупных месторождений.

По особенностям применения и относительной стоимости различают: ювелирные (собственно драгоценные) камни I порядка — рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий, II порядка — александрит, сапфир зелёный, оранжевый и фиолетовый, благородный опал чёрный, благородный жадеит, III порядка — демантоид, шпинель, благородный опал белый и огненный, аквамарин, топаз, турмалин, IV порядка — хризолит, циркон, кунцит, берилл жёлтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, цитрин, хризопраз; ювелирно-поделочные I порядка — лазурит, янтарь, жадеит, нефрит, малахит, чароит, горный хрусталь бесцветный и дымчатый, II порядка — агат, амазонит, родонит, гематит-кровавик, эпидот-гранатовые и везувиановые породы; поделочные — яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, кремень рисунчатый, графический пегматит, флюорит, лиственит, змеевик, кварцит цветной и авантюриновый, селенит, цветной мрамор и др. К драгоценным камням I порядка относят также органоминеральное образование — жемчуг.

Реклама



Ювелирные камни применяются в дорогостоящих изделиях в оправе из благородных металлов. Цена их с учётом индивидуальных особенностей камня зависит от веса в каратах; для жемчуга за единицу расценки принят гран (0,25 карат). Мировые розничные цены на огранённые ювелирные камни высшего качества колеблются от 25 тысяч (I порядок) до 5-50 (IV порядок) американских долларов за 1 карат. Драгоценные камни I порядка входят в активы Госбанка СССР. Ювелирно-поделочные камни используются в относительно недорогих ювелирно-галантерейных изделиях, а также для производства камнерезных художественных поделок — ваз, чаш, пепельниц, шкатулок, столешниц, скульптурных фигурок и т.д. Из поделочных камней изготавливают более дешёвые изделия. На мировом рынке ювелирно-поделочные камни в сырье или полуфабрикатах (опиленных блоках) оцениваются от 30-150 американских долларов и более (I порядок) до 5-15, поделочные — от 0,1 до 1,5 американских долларов за 1 кг.

Обработка драгоценных и поделочных камней включает распиловку, шлифовку и полировку при помощи алмазной крошки, ультразвуковой и лазерной технологий (см. Огранка). Прозрачным ювелирным камням чаще всего придаётся многогранная форма (фасеточная огранка бриллиантового, ступенчатого и комбинированного типов), а полупрозрачным, непрозрачным и содержащим минеральные включения, создающие эффект многолучевой звезды или "тигрового глаза", — сфероидальная (кабошонирование). Полированные камни произвольной формы получают с помощью искусственного окатывания (голтования).

Требования к качеству сырья в СССР утверждены Министерством геологии СССР, Министерством приборостроения СССР и некоторыми другими министерствами. Регламентируются допускаемые дефекты, влияющие на сортность камней (неравномерная и бледная окраска, мелкие или единичные включения, редкие трещины и т.п.), а также минимальные размеры в зависимости от вида камня (мм): ювелирных от 1,5 до 4, ювелирно-поделочных от 5 до 150, поделочных от 100 до 150. Качество ряда драгоценных и поделочных камней может быть улучшено искусственно, например, путём тепловой обработки и облучения усиливается или изменяется окраска берилла, топаза, циркона, аметиста, лазурита и др. Блёклые агаты, бирюза и другие микропористые минеральные агрегаты окрашиваются пропитыванием различными пигментами. Мелкая крошка янтаря и бирюзы поддаётся укрупнению прессованием или цементацией.

Разработана технология синтеза драгоценных камней: в промышленных масштабах выпускаются прозрачные корунды (в том числе имитирующие александриты), алюмомагниевая шпинель, изумруд, аметист, а также имитирующие алмаз кристаллы иттрий-алюминиевого и гадолиний-галлиевого гранатов (ИАГ, ГГГ, гранатит), титаната стронция (фабулит), кубические окиси циркония (фианит) и др. Цены мирового рынка на синтетические камни в десятки и даже тысячи раз ниже, чем на их природные аналоги, которые полностью сохранили своё главенствующее значение. Большая разница в ценах на природные и синтетические камни повысила значение точной диагностики их природы, для чего используются различия в составе и количестве примесей-хромофоров, оптических константах, микротвёрдости, люминесценции, газово-жидких и твёрдых включениях и т.д.

Выделяют следующие геолого-генетические типы месторождений драгоценных и поделочных камней. Эндогенная группа месторождений включает: магматическиекимберлиты с алмазом, пиропом и хризолитом, эффузивы основного состава с сапфиром, цирконом, хризолитом, эффузивы кислого состава с обсидианом и яшмовидными фельзитами, габбро-анортозиты с иризирующим лабрадором, пегматит с топазом, бериллом, турмалином, кунцитом, морионом, розовым кварцем, амазонитом, иризирующими полевыми шпатами, графическим пегматитом; гидротермально- метасоматические — грейзены с бериллом, магнезиальные скарны с рубином, шпинелью, гроссуляром, лазуритом, нефритом, метасоматиты с изумрудом, александритом, рубином, жадеитом, нефритом, хризолитом, хромдиопсидом, демантоидом; гидротермальные — с изумрудом, горным хрусталём (в том числе с аметистом), агатом, опалом, мраморным ониксом, гематитом-кровавиком; метаморфогенные — с рубином, сапфиром, альмандином, родонитом, яшмой. К экзогенной группе относят диагенетические месторождения с янтарём и гагатом, кор выветривания с благородным опалом, бирюзой, хризопразом, малахитом, россыпные (аллювиально-делювиальные, делювиально-аллювиальные, аллювиальные, прибрежно-морские), древних конгломератов со всеми устойчивыми к выветриванию драгоценных и поделочных камней.

нагрудное украшениесерьгиБольшинство месторождений драгоценных и поделочных камней имеет сложное геологическое строение с неравномерным распределением и невысоким содержанием полезного компонента, в связи, с чем наиболее ответственной операцией геологоразведочного процесса является опробование, проводящееся главным образом крупнообъёмным валовым способом. На основании геологоразведочных работ выделяются 3 группы месторождений: с гнездовым, резко неравномерным распределением драгоценных и поделочных камней в отдельных полостях; с вкрапленным, неравномерным, с участками концентрации; со сплошным прерывистым и непрерывистым. Разведочные и эксплуатационные горные выработки на месторождениях проходят с ограниченным применением взрывчатых веществ во избежание измельчения ценных минералов.

В СССР создана современная ювелирная и камнерезная промышленность, использующая в основном собственное минеральное сырьё, в том числе алмаз, изумруд, топаз, бирюзу, янтарь, лазурит, нефрит, чароит, родонит, а также синтетические камни (корунд, ИАГ, фианит, аметист). Сырьевые ресурсы драгоценных и поделочных камней рассредоточены по многим странам мира (карта).

Основными поставщиками драгоценных и поделочных камней на мировой рынок являются: в Европе — СССР (янтарь, топаз), Чехословакия (пироп); в Азии — Афганистан (лазурит, кунцит), Бирма (рубин, жадеит), Индия (сапфир, изумруд, альмандин, агат), Иран (бирюза), Китай (бирюза, нефрит), Пакистан (рубин), СССР (алмаз, лазурит, нефрит), Таиланд (сапфир, циркон, рубин), Шри-Ланка (сапфир, рубин, александрит, циркон, шпинель, гроссуляр, лунный камень); Австралия (сапфир, благородный опал, хризопраз, нефрит, родонит); в АфрикеАнгола (алмаз), Ботсвана (алмаз), Гана (алмаз), Заир (алмаз, малахит), Замбия (изумруд, аметист), Зимбабве (изумруд, аметист), Кения (рубин, гроссуляр), Мадагаскар (берилл, турмалин, циркон, кунцит), Мозамбик (турмалин, берилл, кунцит), Намибия (алмаз), Сьерра-Леоне (алмаз), Танзания (рубин, цоизит), ЮАР (алмаз, пироп, тигровый глаз); в Северной АмерикеКанада (нефрит), Мексика (опал, агат), США (бирюза, турмалин, хризолит); в Южной АмерикеБразилия (берилл, топаз, аметист, агат, изумруд), Венесуэла (алмаз), Колумбия (изумруд), Уругвай (агат). Данные о промышленных и перспективных запасах драгоценных и поделочных камней не публикуются, за редким исключением, из-за слабой геологической изученности месторождений или в интересах сохранения коммерческой тайны.

Суммарный объём добычи и международной торговли драгоценными и поделочными камнями за рубежом не поддаётся учёту в связи с широко развитой контрабандой, наличием "чёрного" рынка, поглощающего лучшие камни, реэкспортом, несопоставимостью цен на сырьё и обработанный камень. Общее представление о масштабах коммерческих операций можно составить по официальным статистическим данным по США, являющимся крупнейшим в мире потребителем драгоценных и поделочных камней. Импорт в США этих камней, главным образом ювелирного алмаза и жемчуга, а также изумруда, рубина, сапфира в 1978 составил 2141 млн. долларов при экспорте 708 млн. долларов. Центрами обработки драгоценных и поделочных камней за рубежом являются Антверпен, Амстердам, Париж, Тель-Авив, Нью-Йорк, Идар-Оберштайн (ФРГ), Сянган, Джайпур (Индия), Таиланд, Шри-Ланка и Бразилия. В СССР ограночные и камнерезные предприятия находятся в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске.

Более подробная информация об отделке драгоценных камней помещена в статьях Алмаз, Изумруд, Бирюза и др. Е. Я. Киевленко.

Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве. Драгоценные и поделочные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти. В поселениях позднего палеолита встречаются скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлическую оправу.

ожерельедекоративная плакеткаВ цивилизациях Древнего Востока (в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование драгоценных и поделочных камней достигли высокого уровня. К концу 4-го тысячелетия до н.э. в Шумере находят распространение цилиндрические печати с геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Печати середины 3-го тысячелетия до н. э. — свидетельство высокого развития камнерезного искусства, на них изображены сцены строительства храмов и ритуальных церемоний. Уникальными памятниками ювелирного искусства шумеров являются украшения из захоронения царицы Шубад (середина 3-го тысячелетия до н.э.), обнаруженного близ г. Ур (многорядное ожерелье из золотых листьев и бусин из глазурованных паст, сердолика и лазурита). Для изделий из драгоценных и поделочных камней, выполненных ювелирами и камнерезами Двуречья, характерны декоративность, полихромия и ритмичность сюжетных и орнаментальных композиций. В дальнейшем традиции шумерского искусства оказали непосредственное влияние на культуру Ассирии, Вавилона, Урарту, а также народов, населявших территорию Ирана и скифско-сарматские степи. Ювелирное искусство Египта в период Древнего Царства (начало 3-го тысячелетия до н.э.) представлено браслетами и фигурками-амулетами из гробниц близ Абидоса и Нагады. Золото этих украшений сочетается с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы.

В начале 2-го тысячелетия до н.э., с захватом территории Нубии, увеличивается приток драгоценных и поделочных камней. Высокого совершенства достигла обработка горного хрусталя и цветных камней, освоены техника огранки кабошонов и "холодной эмали", при которой маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций, гармония цвета, присущие для искусства Древнего Египта, привлекают в нагрудных украшениях из поделочных камней (лазурит, бирюза, карнеол) из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета II (конец 20-19 вв. до н. э.). Особой утончённостью отделки и высоким техническим совершенством использования отличаются изделия мастеров Нового Царства (16-11 вв. до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (14 век до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика, амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными пастами. Достигла совершенства обработка драгоценных камней. Например, несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в Древнем Египте с 19 века до н.э.), египтяне могли гравировать его, используя резные камни для перстней.

Богатство и разнообразие драгоценных и поделочных камней Индии и соседних с ней стран юго-восточной Азии обусловили их раннее и широкое использование в декоративно-прикладном искусстве древних цивилизаций бассейны рек Инд и Ганг. Памятники 3-1-го тысячелетия до н.э. дают представление о широком использовании и высоком качестве обработки драгоценных и поделочных камней в разнообразных ювелирных украшениях: диадемы и венцы, браслеты и накладки на стопу, запястья и сложные набедренные украшения, изобилующие крупными кабошонами камней. В Хараппе — одном из древнейших центров индийской цивилизации — обнаружен женский пояс (2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.), сплошь покрытый бусинами красного сердолика, зелёного стеатита, агата, яшм, амазонита, нефрита и афганского лазурита. Обилие цветного камня дополнялось жемчугом и стекловидными пастами. Традиционное для индийских украшений преобладание драгоценных и поделочных камней над материалом оправы, связанное с увлечением живописностью и полихромией, в значительной мере определено большим масштабом добычи разнообразных драгоценных и поделочных камней на территории страны. В 8-9 вв. н.э. осваивается огранка драгоценных камней и их гравирование (предпочтительнее считалась огранка, при которой сохранялась большая часть камня). Примерно в тот же период в украшениях знати начинают использовать рубины и сапфиры из Бирмы и Таиланда, индийские изумруды и алмазы. Часто цветным драгоценным камням резчики придавали форму многолепестковой розетки. Богатство колористического решения изделий сочеталось с обилием жемчуга различных форм и размеров. Несмотря на значительное влияние других культур для искусства обработки драгоценных и поделочных камней Индии и поныне характерно богатство цвета, детализации почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.

голова мужчиныголова лошадиВ Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н.э. Широко использовались нефрит, издавна почитаемый на востоке, и разновидности кварца (аметист, раухтопаз, цитрин, морион, "волосатик" и празем). Из нефрита предгорий Куньлуня выточено церемониальное оружие с гравированным узором (ножи, топорики) времени династии Инь (16-11 века до н.э.). Камнерезное искусство 3-2 века до н.э. представлено коллекцией нефритовых изделий из погребений знати династии Хань. Для них характерны условность форм и стилизованный геометрический орнамент. Вплоть до 11 века в ювелирном искусстве Китая сильное влияние индийских и иранских мотивов. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 века передавали тончайшие цветовые нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста (из месторождений Центрального Китая), нефрита и бирюзы. Особое внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры камня (рис.).

В ювелирных изделиях более позднего времени драгоценные и поделочные камни — бирюза, кораллы, нефрит, жемчуг, малахит, а затем и шпинель вплетены в сложные, тщательно проработанные орнаментальные мотивы (сквозной прорезной или тканый узор в виде облаков, ветвей и цветов с фигурками мифологических существ — драконов и фениксов).

У народов Центральной и Южной Америки культура использования драгоценных и поделочных камней насчитывает многовековую традицию. На территории современной Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты различных оттенков, лазурит, бирюза, горный хрусталь, розовый кварц и изумруд. Техника резьбы по нефриту, считавшемуся священным, известна племенам майя с 9 в. до н.э. Древнейшая перуанская культура Чавин (середина 2-го тысячелетия — 4 в. н.э.) оставила украшения из бусин лазурита и бирюзы, декоративные блюда, выточенные из крупных океанических раковин, инкрустированные бирюзой. Украшения более позднего времени представлены сложными ожерельями. В них бусины и зооморфные фигурки идолов, выполненные из золота, перемежаются с раковинами и хорошо отполированными изумрудами, аметистами, горным хрусталём, розовым кварцем и бирюзой. В небогатых захоронениях встречаются ожерелья с лазуритовыми и кварцевыми бусинами. Разнообразие цвета, тонкая передача его оттенков присущи работам мастеров культуры Наска (1-е тысячелетие н.э.). Остатки архитектурных памятников, обнаруженных в культовом центре на берегу озера Титикака, украшены каменной мозаикой. Сюжеты мозаичных композиций с вплетёнными в них стилизованными изображениями ящериц и змей, выполнены инкрустацией по золоту кусочками поделочных камней.

пекторалькамея ГонзагаВ Мексике известны монолитные культовые фигуры фантастических животных, изготовленные из неотёсанных глыб порфира и нефрита. Они датируются культурой тольтеков — 5 в. н.э. Изделия цивилизации ацтеков (14 — начало 16 века) представлены украшениями из хорошо отполированных крупных дисков обсидиана, агата и горного хрусталя. Бирюза, привозившаяся с соседних территорий, украшала символы жреческой власти и изображения верховного божества ацтеков — бога Солнца. Для этой культуры характерны высокая техника и совершенство отделки ювелирных изделий, сочетание необычных материалов — дерево и камень и т.п.. Эгейская культура Средиземноморья (Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3-2-е тысячелетие до н.э.) на раннем этапе ювелирного и камнерезного искусства находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Сюжеты изображений на геммах (резных камнях с изображением), выполненных из сердолика, агата и стеатита, связаны с природными мотивами (изображениями морских животных и растений). Искусство глиптики (резьбы по драгоценным и поделочным камням) классического периода 5-4 вв. до н.э. представлено геммами на агате, сердолике, ониксе, сюжеты и композиции которых определялись образцами современных им скульптуры и миниатюры; в них подчёркнуты пластичность совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются работы известного резчика Дексамена Хиосского.

В эпоху эллинизма (конец 4-1 вв. до н.э.) произошли большие изменения в обработке камня. Высокого совершенства достигло искусство резьбы и гравировки на аметистах и гранатах, из которых изготавливались инталии (геммы с углублённым изображением) для печатей и камеи (геммы с выпуклым изображением), которые ценились греками как драгоценность. В 4-3 вв. до н.э. центром их изготовления становится одна из столиц эллинистической культуры — Александрия. В работах её мастеров сплетаются классические традиции греческой скульптуры и древнеегипетского искусства. В эпоху эллинизма в искусство античного мира были привнесены характерные черты работ восточных ювелиров — полихромия и живописность. Поверхность золотых изделий изобиловала драгоценными и поделочными камнями, вставками из цветного стекла и эмалей.

ожерельепанагея патриарха Иосафа 2Широкое применение драгоценных и поделочных камней в искусстве Древнего Рима относится к 3 веку н.э. (ювелирные украшения, драгоценные сосуды, выточенные из камня, и т.п.). В изделиях сочетаются цветные драгоценные камни и другие материалы, размер металлической оправы сводится до минимума. Широкий спрос на изделия из драгоценных и поделочных камней привёл к развитию ювелирного искусства, впервые начинается специализация мастеров, работавших с драгоценными и поделочными камнями (шлифование, полировка, резьба и моделирование ювелирных изделий), к этому времени относится и создание первых имитаций драгоценных камней.

Столица Византийской империи Константинополь благодаря удобному географическому расположению была наряду с Багдадом и Каиром крупнейшим рынком драгоценных и поделочных камней. В работах византийских ювелиров и резчиков по камню традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерными для художественных традиций Востока. Обширная коллекция камнерезных изделий — потиров (чаш для причастия), ваз и других сосудов византийской работы, выточенных из яшмы, оникса, горного хрусталя, в богатой оправе хранится в соборе Сан-Марко в Венеции. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды византийских камнерезов. В качестве материала для камей были особенно распространены яшма, халцедон, стеатит, известны камеи на аметисте, лазурите, хризопразе, сапфирине. Развитие техники обработки камня позволило использовать для резьбы камей более твёрдый сапфир.

В Сасанидском Иране (3-7 в.) искусство резьбы по камню достигло высокого совершенства, большое распространение получили печати-геммы из драгоценных и поделочных камней. Разнообразны по тематике изображения и надписи на камне (портреты царей и чиновников, мифические существа иранского пантеона богов). Замечательным памятником является хранящаяся в Эрмитаже камея на тёмно-лиловом аметисте с изображением царицы Денак — супруги основателя династии Сасанидов. В 16-17 вв. в Иране (в Казвине, а затем Исфахане) выполнялись изделия, изобилующие бирюзой, турмалинами, топазами и жемчугом. Камни вплетаются в стилизованный узор трав и цветов, который сплошь покрывает образцы шахского оружия и предметы конского убранства, троны (рис.).

серьгитрон царя Алексея МихайловичаВ ювелирном искусстве Турции 15-18 века воплотился многовековой опыт, накопленный мастерами народов Балканского полуострова и Малой Азии. В мастерских Стамбула создавались особенно роскошные изделия, украшенные алмазами, рубинами, изумрудами. Драгоценные камни часто помещали в заранее подготовленные оправы в виде плода граната или цветка гвоздики. Такие фигурные запоны служили украшением парадного оружия, одежды и ювелирных изделий. Драгоценные камни и золото использовались и для инкрустации сосудов из поделочных камней.

В ювелирном искусстве Европы увлечение цветом камня (шпинель, альмандин, сердолик) было привнесено в 5-7 вв. племенами варваров. К раннему средневековью относятся предметы клада из Пьетроасы на территории Румынии (середина 1-го тысячелетия н.э.; бляшки, фибулы зооморфной формы) с характерным для европейского искусства этого времени почти сплошным покрытием изделий альмандинами и холодной эмалью красного цвета. Драгоценные и поделочные камни в изделиях этого времени использовались в виде слегка подшлифованных галек неправильной формы. Замечательным памятником ювелирного искусства 10 века является корона "Священной Римской империи", в элементах декора которой сказывается влияние византийских традиций. С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в 13-15 вв. в Европу ввозятся восточные самоцветы. Увеличивается добыча драгоценных и поделочных камней в Саксонии, Богемии и Моравии, которые служат материалом для развивающихся художественных ремёсел. Широкое распространение получают пиропы, добывавшиеся в Среднечешских горах с 13 века, и прибалтийский янтарь. Памятниками искусства чешских камнерезов середины 14 века служит убранство решётки капеллы Святого Креста в Карлштейне самоцветами Рудных гор, а также облицовка капеллы Святого Вацлава в соборе Святого Вита в пражских Градчанах, где использована пёстрая яшма с аметистовыми включениями (из-под Турнова). На базе местных агатов с 14 века развивается камнерезный промысел в Германии в Идар-Оберштайне. В 14-15 вв. совершенствуется огранка драгоценных камней. В чёткой графике декора ювелирных украшений искусства готики значительное место отводится огранённым драгоценным камням сине-лиловой гаммы, подчёркнутой белизной жемчуга. В конце 14 века выполнена корона английский принцессы Бланки — одно из лучших произведений готики в ювелирном искусстве. С конца 15 века происходит значительное совершенствование огранки, связанное с увеличением притока драгоценных камней в эпоху Великих географических открытий (крупнейшие центры огранки — Милан, Венеция, Париж, Брюгге и др.). Большинство ювелирных изделий 16 века украшено драгоценными камнями, огранёнными в форме таблицы (рис.).

Часто для усиления яркости цвета в каст (гнездо) под камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных типов ювелирных изделий эпохи Возрождения — драгоценные нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служили кабошон драгоценные камни причудливой формы или необычная жемчужина — barocca (причудливая, необычная). Светотеневые эффекты на шероховатой, с наплывами поверхности жемчужины будто усиливали природную перламутровую "игру". Камеи, выполненные итальянскими резчиками во 2-й половине 16 в., свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики (инкрустации чёрного мрамора цветными поделочными камнями). Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершённостью композиций, фантазией, а их отделка тщательностью проработки. К созданию ювелирных изделий конца 15 — начала 17 вв. обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449-94), А. Дюрер (1471-1528), Х. Хольбейн Младший (1497-1543), Б. Челлини (1500-1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии, Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили последующее преобладание огранённого драгоценного камня, особенно бриллианта, в ювелирном искусстве середины 17 — конца 18 века. Пышные ювелирные украшения барокко и изысканно утончённые, прихотливые композиции рококо отмечены явным преобладанием драгоценных камней над металлом оправы. Он в изобилии украшает ожерелья и браслеты, кольца и серьги, эгреты (украшения для высоких причёсок и шляп), разнообразные броши, пуговицы и петли для кафтанов и камзолов, эфесы парадных шпаг и ставшие особенно модными табакерки. Зачастую заказывались украшения комплектами — парюрами, в которые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для каждодневных украшений предпочитали коралл, особенно любимый в искусстве европейского барокко, агат и бирюзу. Для декоративных украшений интерьера наряду с драгоценными камнями и металлами использовали необычные материалы — перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусового яйца.

корона Священной Римской империибольшой наряд царя Михаила РомановаСо 2-й половины 17 века повсеместно в Европе возрождается интерес к прибалтийскому янтарю, из которого наряду с украшениями стали выполнять декоративные кубки, вазы, коробочки и тому подобное (иногда с резьбой). В 1701-65 из янтаря создаётся шедевр мозаичного искусства — Янтарная комната. В эпоху классицизма, стилистику которого определяло античное искусство, яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые флюориты стали использовать для украшения каминов, дворцовых ваз. В середине 18 в. наступает время расцвета западноевропейской глиптики и повсеместного увлечения изысканной красотой и уникальным характером камей. Одной из богатейших глиптотек мира обладала русская императрица Екатерина II, эта коллекция легла в основу собрания гемм Эрмитажа. Камеи лучших мастеров 18 в. А. и Дж. Пихлеров (Италия), Ж. Гюэ (Франция), В. и Ч. Браунов (Великобритания) вдохновлены замечательные памятники искусства античности, им присущи чёткая пластика, ясность и изысканность композиций (рис.).

Модным становится собирание поделочных камней с необычными узорами, халцедонов с дендритами, живописных коралловых образований, янтаря с разнообразными включениями. Это увлечение переносится и на предметы быта, выполненные из редких образцов драгоценных и поделочных камней. Ювелирное искусство классицизма отдавало предпочтение драгоценным и поделочным камням светлых холодных тонов: алмазу, аквамарину, светлым аметистам и гиацинтам, ониксам, агатам, горному хрусталю. Их часто сочетали с камеями и эмалями серо-голубого цвета. С 40-х гг. 19 века увеличивается производство украшений из чешских гранатов. Вслед за аметистами из Южной Бразилии и Уругвая на рынке драгоценных камней появляются уральские изумруды и австралийские опалы. На протяжении 19 века техника обработки камня и ювелирного производства механизируется. Меняется не только техника обработки ювелирных изделий с драгоценных и поделочных камней, но и сам их ассортимент. Наряду с уникальными изделиями ручной работы ювелирный рынок наводнила массовая продукция промышленного производства. Ведущими среди ювелирных фирм Западной Европы и Америки во 2-й половине 19 — начале 20 века были фирмы, принадлежавшие Кастеллани, Картье, Тиффани и Бушерону. Крупнейшими центрами хорошо оснащённого ювелирного производства становятся Идар-Оберштайн и Пфорцхайм в Германии, Бирмингем в Великобритании. В 20-30-е гг. 19 века на смену торжественно эффектным украшениям стиля ампир приходят изящные изделия эпохи романтизма. С возникновением стиля "модерн" (конец 19 — начало 20 века) излюбленными материалами в камнерезных ювелирных изделиях наряду с золотом и эмалями мягких оттенков стали халцедон, агат, янтарь, жемчуг и такие драгоценные камни, как алмаз, рубин, гранат и хризолит. Тонкие переходы цвета в узорах поделочных камней соответствовали льющимся линиям стилизованной орнаментации "модерна". Современные украшения с драгоценных и поделочных камней разнообразны в стилистическом отношении. Наряду с украшениями дизайн-стиля, классического и романтического направлений ювелирное и камнерезное искусство периодически питают исторические и этнографические ретроспекции.

подвескакубок-наутилусДрагоценные и поделочные камни в прикладном искусстве народов, населяющих территорию СССР. Высокого совершенства достигло применение драгоценных и поделочных камней в ювелирном искусстве Закавказья в середине 2-го тысячелетия до н.э. (золотой кубок и кулон, украшенные сердоликами, янтарём и пастами, имитирующими бирюзу, из кургана близ Триалети в Грузии; золотые браслеты, серьги и кольца, инкрустированные индийскими гранатами, обнаруженные у села Ашнак в Армении). Сочная полихромия отличает подбор камней клада из Дальверзин-Тепе в Узбекистане, датируемого 1 веком (нагрудное украшение с геммой, изображающей популярного в эпосе Древней Бактрии Геракла, золотое ожерелье с бирюзой и гранатами). К лучшим образцам мирового искусства относятся украшения из скифских и сарматских погребений Причерноморья и Прикубанья. Изделия так называемого скифского звериного стиля отмечены совершенством пластики, многокрасочностью, достигаемой за счёт использования цветных мастик и вставок из ярких драгоценных и поделочных камней. Техническим совершенством и богатством цветовых решений отмечено использование драгоценных камней (гранаты, изумруды, бирюза, жемчуг) в произведениях средневекового искусства Грузии 8 — 1-й половина 12 века (сочетание перегородчатых эмалей и драгоценных камней на золоте в декоре дейсуса из Мартвили 8 век и монументального Хахульского складня начале 12 века).

Культура драгоценных и поделочных камней Древней Руси обладает многовековой традицией. В славянских захоронениях Приднепровья археологи встречают ожерелья и серьги из сердоликов, светлого кварца и янтаря. Памятники домонгольской Руси украшают местные (светлые аметисты Кандалакши, янтарь и речной жемчуг) и привозные драгоценные и поделочные камни из Византии, Средней Азии и Китая. На изделиях 11-13 веков работы русских мастеров драгоценные и поделочные камни встречаются в основном в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. Асимметричные и гладкие, они сохраняют очарование естественной красоты камня. Тонко разработан цвет в декоративном убранстве сокровищ Старорязанского клада 12 — начало 13 века. Форма оправы драгоценных камней разнообразна. На изделиях златокузнецов 12-15 вв. наряду с объёмной глухой оправой встречается изящная, окаймлённая фестонами золотой ленты и невесомая узорчатая, образованная завитками скани оправа, позволяющая оттенить глубину и яркость цвета камня. Жемчуг и просверлённые камни закрепляли на шпеньке либо крапановой закрепкой. При необходимости симметрического расположения кабошонов примитивной формы их помещали в каст необходимой конфигурации.

Точность соотношения цвета, фактуры и рисунка поделочных камней (яшм, горного хрусталя и т.д.) с материалом оправы, присуща мастерам Руси 14-15 веков, характерна для изготовленных в этот период ритуальных сосудов, облик которых отмечен благородным величием (яшмовый в золочёной оправе потир новгородской работы, 1330; золотой с алой мраморной чашей потир, 1449; серебряный потир с чашей из горного хрусталя, 1-я половина 14 в.; другие изделия, собранные в музеях СССР). С укреплением централизованного государства растёт богатство Московского двора. Работы придворных мастеров 16 века характеризуются широким использованием драгоценных материалов и виртуозным применением сложных приёмов художественной обработки (эмаль, чернение, чеканка, скань и т.п.). При всей роскоши изделий они отмечены ясностью форм и лаконичным благородством декорировки. Мастерами- резчиками искусно использованы тонкие переходы сложной окрашенности камня. Искусство русской глиптики 16 в. представлено в собрании музеев Кремля группой крупных камей на агате. Поделочные камни использовались для изготовления чаш, чарочек, черенков столовых вилок и ножей и в качестве мелких вставок в пуговицы и перстни (рис. 5, рис. 6).

настольное украшение Двор АуренгзебапортсигарНаряду с огранёнными драгоценными камнями, закупавшимися в Западной Европе, русские золотых дел мастера применяли и камни московской огранки. В 1635 в Кремле начала работу Алмазная палата, где производилась огранка драгоценных камней. Для ювелирного дела 17 в. характерно применение дорогих драгоценных камней (алмазов, изумрудов и рубинов), цвета которых соперничали с полихромными эмалями. Своеобразной реакцией на обилие цвета в ювелирных украшениях, предназначенных для парадных светских и церковных церемоний, является украшение шапки Мономаха второго наряда, выполненной в 1682, и алмазных венцов царевичей Ивана и Петра. В противовес цвету на первый план выдвинуто иное декоративное качество драгоценных камней — его блеск. Реформы Петра I оказали влияние на поиск отечественного минерального сырья, а также создание первых гранильных предприятий (см. Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика, Колыванская шлифовальная фабрика).

В ювелирном искусстве русского барокко 1-й половины 18 века используется вся палитра драгоценных камней: алмазы, изумруды, хризолиты, рубины, гранаты и альмандины, сапфиры и аметисты рядом с неизменным обилием морского и речного жемчуга. Сближаясь с искусством Европы, русское ювелирное искусство 18 века сохраняет черты национального своеобразия в создании предметов как традиционного характера, так и предметов нового, светского быта (рис.).

Для них характерны живописность, орнаментальный характер украшений, высокий технический уровень исполнения. Произведения, выполненные в 50-60-е годы 18 века, отмечены особым изяществом и техническим совершенством. Большой и малый букеты, серьги и диадема в виде вьющейся гирлянды цветов с бриллиантовыми пчёлками над ними составляют парюру, хранящуюся в Алмазном фонде СССР. Украшенные бриллиантами, поставленными на цветную фольгу, они передают оттенки розового, голубого, сиреневого и жёлтого цветов. Для украшений этого времени характерны объёмно-пространственные композиции (гирлянды цветов, каскады воды и т.п.; рис. 8, рис. 9).

Сочетанию разных оттенков бриллианта с цветными драгоценными камнями и эмалями в русском ювелирном искусстве 50-70-х годов 18 века присущ тонкий изысканный колорит. Особенно эффектна игра бриллианта при подвижном креплении отдельных деталей украшений, несущего камень (рис.).

"Веком бриллианта" называют ювелиры 18-е столетие. Бриллианты доминируют в парадных ювелирных украшениях, почти неприметной становится оправа. Шедеврами ювелирного искусства стали изделия петербургских мастеров И. Позье и Л. Дюваля (рис.). "Гимном бриллианту" называют большую императорскую корону, выполненную И. Позье в 1762 к коронации императрицы Екатерины II.

купон СильвияброшьВ эпоху классицизма (конец 18 — начало 19 века) для ювелирных изделий из драгоценных и поделочных камней характерны стремление к чёткости и архитектоничности форм, строгая простота и лаконизм. Драгоценные и поделочные камни используются и как отдельные вкрапления в узор симметрично построенного классицистического орнамента, так и сплошь покрывают поверхность декорируемого предмета (диадемы, броши, табакерки, орденские знаки, футляры для часов и т.п.; рис. 12, рис. 13).

Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины и особенно бриллианты. Они гармонично сочетались с серо-голубым цветом эмалей, создавая художественный образ, полный изысканной красоты. Особое значение придавалось качеству огранки драгоценных камней и виртуозной чистоте их крепления. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу. Увлечение искусством античности нашло яркое проявление в распространении украшений с камеями. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, черепаховые гребни для причёсок, браслеты, булавки для галстуков. Лучшие работы русской глиптики эпохи классицизма связаны с Екатеринбургской гранильной фабрикой (камеи на двухцветной яшме "Посейдон" и "Народное ополчение", хранящиеся в Эрмитаже; (рис.).

Разработка отечественных месторождений яшм, порфиритов, амазонита и родонита обеспечили сырьевую базу для последующего развития камнерезного искусства в России. С 80-х гг. 18 в. оно вступает в период расцвета. Работы камнерезов украшали интерьеры дворцов; стиль и техничность воплощение изделий согласовывались с общим живописным убранством помещений (рис.).

В создании рисунков и чертежей для работ камнерезов принимали участие выдающиеся зодчие А. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. И. Гальберг, А. П. Брюллов, К. А. Тон.

С открытием уральских малахитов и лазуритов Прибайкалья рождается искусство русской мозаики — облицовка сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору малахита или бархатисто-синего лазурита. Мастера Урала владели и секретами флорентийской мозаики.

В 19 веке в Петербурге и Москве возник ряд крупных, хорошо оснащённых ювелирных предприятий (С. Е. Болина и др.; рис. 16, рис. 17, рис. 18).

В 19 — начале 20 века широкую известность получают изделия из драгоценных и поделочных камней фирмы Фаберже. К началу 20 века в Петербургском отделении (основанном в 1842) фирмы работала камнерезная мастерская (рис. 19, рис. 20).

браслетбармыМировую славу фирмы составили работы ювелиров М. Перхина, Г. Вигстрема, А. Холмина и др. При воплощении творческих замыслов мастера фирмы старались выявить природную красоту камня, присущие ему декоративные качества. Фирма постоянно использовала драгоценные и поделочные камни отечественных месторождений. Сочетание различных драгоценных и поделочных камней и сложных технических приёмов художественной обработки металлов при создании законченного выдержанного по стилю произведения требовало виртуозного мастерства и безукоризненного вкуса.

Современные советские художники-ювелиры охотно обращаются к работе с драгоценными и поделочными камнями. В Москве, Ленинграде, Свердловске, Киеве, Риге, Ташкенте и других городах работают предприятия, где создаются ювелирные изделия из природных и синтетических драгоценных и поделочных камней. Используются и творчески развиваются художественные традиции прошлого (рис. 21, рис. 22).

К числу ведущих советских мастеров, работающих с драгоценными и поделочными камнями, относятся Ю. Паас-Александрова (Ленинград), М. А. Тоне и А. Г. Голиков (Москва), В. М. Храмцов (Свердловск), И. О. Урбан (Рига), Ф. Ф. Даукантас (Вильнюс), М. О. Магомедова (Тбилиси).

складень царицы Ирины Федоровны оклад иконы шапка царства казанского панагия патриарха Иова

потир боярыни Морозовой митра алмазный венец царевича Ивана Алексеевича нагрудный знак с эмалевой миниатюрой Петра1

малахитовый зал Зимнего дворца брошь настольное украшение в форме яйца



Android-приложение
Смотрите также:
Геология полезных ископаемых: Минеральные ресурсы: Страны и континенты: Месторождения: Промышленные отрасли: Техника и технологии: Горное дело: Предприятия: Наука: Биографии:
Отраслевые новости:

Аналитика: