"Кируна"
"КИРУНА" (Kiruna) — предприятие по добыче и переработке железных руд в Швеции, в провинции Норботтен, крупнейшее в Европе. Построено на базе открытого в 1736 и разрабатываемого с 1898 карьером, с 1952 шахтой железорудного месторождения Кирунавара. Включает шахту, дробильно-сортировочный комплекс, обогатительную и окомковательную фабрики и др. Апатит-магнетитовое месторождение Кирунавара входит в железорудную провинцию Норботтен. Район месторождения сложен архейскими конгломератами, перекрытыми толщей зеленокаменных пород, в свою очередь перекрытых покровами сиенитовых порфиров, сменяющихся выше кварцевыми порфирами. Выше (трансгрессивно и с угловым несогласием) залегают филлиты, песчаники и кварциты (толща Хауки) протерозойского возраста. Массивные магнетитовые руды залегают на контакте сиенитовых (лежачий бок рудного тела) и кварцевых (висячий бок) порфиров. Рудное тело пластообразной формы, субмеридионального простирания (длиной до 5 км при мощности от 30 до 152 м и шириной до 200 м) с углом падения 50-70° прослежено на глубины 1500 м; осложнено сбросовыми тектоническими нарушениями. Главный рудный минерал — магнетит, второстепенные — фторапатит, гематит и др. Достоверные запасы руды (до глубины 1000 м) 2 млрд. т при содержании Fe 60-65% (1978). Предприятие «Кируна» принадлежит государственной фирме "Luosavaara-Kirunavaara" (LKAB).
Вскрытие рудного тела произведено 11 вертикальными и одним наклонным стволами, пройденными в лежачем боку рудного тела; этажными штреками, расположенными на отметках 275, 320, 370, 420, 509, 540, 740, 775 и 1000 м. Пройдены 7 главных наклонных съездов и дополнительные спиральные съезды, что обеспечивает передвижение самоходных машин по всему предприятию. В схему вскрытия входят системы вентиляционных стволов и 90 рудоспусков. Основные откаточные горизонты 540 и 775 м. Система разработки — подэтажным обрушением с селективной выемкой руды. Проходка подготовительных выработок, бурение взрывных скважин, погрузка и транспортировка руды проводятся раздельно. Доставка руды к рудоспускам — погрузочно-доставочными машинами и автосамосвалами. Подготовительные работы проводятся с большим опережением и при этом добывают 20-25% всей руды. Система транспортирования включает рудоспуски с пневмозатворами, поезда с электровозами и полувагонами с донной разгрузкой, рудные бункера. На горизонте 775 м с 1979 введена система дистанционного управления погрузкой и дроблением руды, транспортирования её к разгрузочным станциям поездами. В 1898-1974 на месторождении добыто 485 млн. т руды.
Реклама
Руда подвергается двухстадийному дроблению в щековых и конических дробилках и выдаётся на поверхность по 10 стволам со скиповыми подъёмниками. Руда с низким содержанием железа и высоким содержанием фосфора подвергается магнитному обогащению и окомкованию (2 млн. т/год). Общее производство товарной продукции 9 млн. т (1984). С 1980 флотацией извлекают апатит из хвостов обогащения фосфористых железных руд (200 тысяч т/год).
Готовая продукция в основном экспортируется через порт Нарвик (Норвегия). Основной промышленный центр — г. Кируна.