Напорный трубопровод

НАПОРНЫЙ ТРУБОПРОВОД (а. pressure pipeline; н. Druckleitung; ф. соnduite forcee, соnduite sous pression; и. соnduccion de presion, tuberia de carga, tuberia de presion) — комплекс сооружений для транспортирования газообразных, жидких и твёрдых веществ или их смесей, а также штучных грузов (контейнеры) при внутреннем абсолютном давлении в транспортируемой среде более 0,1 МПа. Первые напорные трубопроводы, изготовленные из гончарных и деревянных труб, а также из цветных металлов (медные и свинцовые), применялись в водопроводах Древнего Египта и Вавилона.

Наиболее распространены круглые напорные трубопроводы диаметром от 0,02 м (системы водоснабжения) до 1,22 м (магистральные нефтепродуктопроводы), известны напорные трубопроводы диаметром до 7,5 м.

Напорные трубопроводы, соединяющие отдельные виды оборудования (внутрицеховые) и транспортирующие продукты между цехами или объектами (межцеховые), называются технологическими трубопроводами. Напорные трубопроводы, транспортирующие продукты из районов их добычи, производства или хранения до мест переработки или потребления (нефтебазы, перевалочные базы, газохранилища, газораспределительные станции городов и населённых пунктов и др.), называются магистральными трубопроводами. Гибкие напорные трубопроводы, изготовленные из прорезиненных тканей или резины, для повышения прочности армированные металлической проволокой в виде спирали или заключённые в металлическую оплётку, называются шлангами или рукавами. Они применяются в пожарном деле, гидросистемах машин и механизмов, для сооружения полевых трубопроводов.

По величине внутреннего давления напорные трубопроводы подразделяют на низкого (0,1-10 МПа) и высокого (св. 10 МПа) давления, по способу прокладки — на подземные трубопроводы, наземные трубопроводы и надземные трубопроводы.

Реклама



Напорные трубопроводы состоят из плотно соединённых труб, деталей трубопроводов (тройников, фланцев, переходов), запорной и регулирующей арматуры (задвижек, вентилей, кранов, предохранительных клапанов) и другого оборудования. Напорные трубопроводы бывают прямоугольного, трапецеидального, круглого, овоидального и другого сечений. Напорные трубопроводы изготовляют из углеродистых и легированных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугуна и неметаллических материалов (дерево, керамика, стекло, бетон и железобетон, асбоцементная масса, пластмасса, резина и др.). В специальных случаях, например, для повышения коррозионной стойкости (для стальных) или непроницаемости (для железобетонных или асбоцементных) трубопроводов применяют внутреннее покрытие стенок полимерами, стеклопластиками, эмалями, полиэтиленом и др. Напорные трубопроводы могут эксплуатироваться при температурах ниже -150°С и выше 1200°С и давлениях более 245 МПа. Для сборки напорных трубопроводов используют неразъёмные (сварные, клапанные, клеевые и паяные) и разъёмные (фланцевые, муфтовые, резьбовые, ниппельные или штуцерные) соединения. Для защиты напорных трубопроводов от температурных деформаций применяют специальные устройства (компенсаторы) или используют упругие свойства трубопровода, прокладывая его с самокомпенсирующимися участками. От действия внешних нагрузок на напорные трубопроводы при прокладке под железными и автомобильными дорогами их защищают футлярами из стальных труб. Перспективные направления повышения прочности напорных трубопроводов: использование многослойных труб большого диаметра, бандажирование для усиления труб.