Учебные заведения горные

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГОРНЫЕ (а. mining schools; н. bergbauliche Schulen; ф. eсоles minieres; и.escuela minera; institucion minera) — осуществляют подготовку горных инженеров, горных техников и квалифицированных горнорабочих. К учебным заведениям горным относят вузы, техникумы и профессиональные училища.

Началом организации первых учебных заведений горных в России стало отправленное в 1702 Петром I указание Никите Демидову построить в г. Невьянск школу, в которой "...работников добрых и смышлённых тому делу у домен и у молотов и руд и угольного жжения учить...". Открытие этого учебного заведения горного, ставшего прообразом горнозаводских школ (повсеместно распространившихся в России в начале 18 в.), состоялось в 1709. В 1715 горнозаводскую школу открывает В. И. де Геннин при Олонецком заводе в г. Петрозаводск. Позже (в 1721) на Урале В. Н. Татищевым создаются горнозаводские словесные и арифметические школы в заводских селениях Кунгур и Уктус и словесная на Алапаевском заводе. В марте 1724 арифметическая школа из Уктуса была переведена в г. Екатеринбург (ныне Свердловск). С 1735 в Екатеринбурге действовало пять школ: немецкая, латинская, словесная, арифметическая и знаменнованная, В 1-й половине 18 в. на Урале действовали Каменская (арифметическая и словесная), Bepx-Исетская, Алапаевская, Лялинская, Полевская, Сысертская, Уктусская школы (словесные), а также школы при заводах Пермского начальства (Егошинском, Пыскорском и Кунгурском). На Алтае горнозаводские школы были созданы в середине 18 века. Сначала такое учебное заведение было основано в Барнауле (1753), затем (в 1827) при Павловском, Сузунском, Локтевском и Томском заводах, Змеиногорском руднике. Первое среднее учебное заведение горное учреждено в 1779 в г. Барнаул (закрыто в 1898). Становление отраслей горной промышленности в 19 в. привело к расширению сети учебных заведений горных. В ведении Штаба Корпуса горных инженеров в 1834 состояли учебные заведения горные: в Петербурге — Институт корпуса горных инженеров (260 учащихся), Горная техническая школа при Технологическом институте (41) и Медальерное отделение при Монетном дворе (27); в Петербургской губернии — школа при Александровском чугунолитейном заводе (52 ученика); в Олонецкой губернии — 2 школы (221); в Вятской — 1 школа (72); в Пермской — 18 школ (957); в Оренбургской — 5 школ (258); в Екатеринославской — 2 школы (88); в Томской — горное училище и 8 школ (1438); в Иркутской — горное училище и 9 школ (264). Низшие горнозаводские училища в 30-х гг. 19 века были в Нерчинском горном округе при заводах Нерчинском, Дучарском, Кутомарском, Александровском, Газимурском, Шилькинском, Петровском; в дистанциях — Заректуйской, Кличкинской. В Колывано-Воскресенском округе училища действовали на Барнаульском, Павловском, Сузанском, Томском, Локтевском, Змеевском, Салаирском заводах. В 1836 вышло Положение об учебных заведениях Алтайских горных заводов, согласно которому при заводе и главном руднике должны были быть организованы частные училища (низшие горнозаводские школы), окружное училище в Барнауле и два его практических отделения — заводское и горное. В низшие горнозаводские училища по Положению принимались дети с восьмилетнего возраста и обучались в них до 13 лет. Ученики бесплатно снабжались учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. При этом получали небольшое жалование и паёк. В 1847 были изданы "Штаты горных казённых заводов Уральского хребта", которыми устанавливалась на Урале система школ трёх типов: первоначальные, или заводские, школы (срок обучения 2 года) во всех заводах и в заводских селениях, окружные училища (4 года) в каждом заводском округе (6 училищ) и Уральское горное училище (четыре года) для всех уральских заводов. Освоение Донецкого угольного бассейна способствовало созданию в 1783 в Лисичанске по инициативе К. В. Чевкина (1802-75) штейгерской школы с 4-годичным курсом обучения, в которую принимались лица от 15 до 20 лет. В 1878 было открыто трёхгодичное горное училище в с. Горловка, готовившее штейгеров, маркшейдеров, машинистов и мастеров. В 1890 в Пермской губернии в с. Турьинские рудники также было организовано горное училище. В 1896 Нижнетагильское училище было преобразовано в Низшее горнозаводское, готовившее надзирателей, горных смотрителей, счетоводов, лесничих.

Реклама



Первое в России высшее учебное заведение горное учреждено в 1773 в Петербурге. Возникло оно на базе открытого в 1744 Петербургского горного училища (ныне Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова). Вторым в России учебным заведением горным подобного рода стало открытое в 1899 Екатеринославское высшее горное училище (ныне Днепропетровский горный институт им. Артёма). В 1901 в Томском технологическом институте (ныне Томский политехнический институт им. С. М. Кирова) был организован горный факультет. В 1907 открыт Донской политехнический институт (ныне Новочеркасский политехнический институт им. С. Орджоникидзе) в составе горного, химического, инженерно-мелиоративного и механического факультетов. Указ об учреждении Уральского горного института в г. Екатеринбург (ныне Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева) был издан в 1914.

Большое внимание созданию новых учебных заведений горных уделялось в первые годы после Октябрьской революции 1917. Летом 1918 на заседании Совнаркома обсуждался вопрос о Горной академии в Москве, целесообразность организации которой отметил В. И. Ленин. Декрет об учреждении Московской горной академии был принят в 1918. В 1921 открывается Горный институт в Юзовке (ныне Донецк), а в 1922 — в Харькове и Кривом Роге. Кроме того, создаются горные факультеты в вузах Новочеркасска, Тифлиса, Баку, Владивостока. Первым специализированным институтом, подготавливающим инженерные кадры для нефтяной промышленности страны, стал организованный в 1929 Грозненский нефтяной институт. В Баку действовал Высший политехнический институт им. М. Азизбекова, в котором велась подготовка инженеров для всех отраслей нефтяной промышленности (в 1930 реорганизован в Азербайджанский нефтяной институт им. М. Азизбекова). В 1930 на базе Московской горной академии в Москве основываются институты: горный; нефтяной; стали, цветных металлов и золота; геологоразведочный; торфяной. В этот же период созданы Магнитогорский и Сибирский (в г. Новокузнецк) горно-металлургический институты. После Великой Отечественной войны 1941-45 в политехнических вузах ряда городов (Иркутска, Караганды, Перми, Тулы и др.) были организованы горные факультеты. Некоторые горные вузы в связи с развитием новых отраслей промышленности и роста промышленного и гражданского строительства были преобразованы в политехнические, имеющие в своём составе горные факультеты.

В начале 90-х гг. в CCCP инженеров по горным специальностям (см. Горное образование) готовили свыше 50 вузов: горные институты — Московский, Ленинградский им. Г. В. Плеханова, Днепропетровский им. Артёма, Свердловский им. В. В. Вахрушева, Криворожский горнорудный институт; горно-металлургические институты — Коммунарский, Магнитогорский им. Г. И. Носова, Северо-Кавказский в г. Владикавказе, Красноярский институт цветных металлов им. М. И. Калинина, Московский институт стали и сплавов, Сибирский металлургический институт им. С. Орджоникидзе в г. Новокузнецк; нефтяные институты — Московский институт нефти и газа им. И. М. Губкина, Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова в г. Баку, Грозненский им. академика М. Д. Миллионщикова, Уфимский нефтяной, Ивано-Франковский институт нефти и газа; политехнические институты — Белорусский в Минске, Грузинский в Тбилиси, Дальневосточный им. В. В. Куйбышева во Владивостоке, Донецкий, Ереванский им. К. Маркса, Иркутский, Казахский им. В. И. Ленина в Алма-Ате, Карагандинский, Тверской, Каунасский им. Снечкуса, Киевский им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, Кузбасский в г. Кемерово, Самарский им. В. В. Куйбышева, Курский, Новочеркасский им. С. Орджоникидзе, Пермский, Таллиннский, Ташкентский, Томский им. С. М. Кирова, Тульский, Туркменский в Ашхабаде, Ферганский, Фрунзенский, Читинский, Всесоюзный заочный в Москве; индустриальные институты — Норильский вечерний, Рудненский, Тюменский, Ухтинский; университеты — Дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Москва), Якутский государственный; другие институты — Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе, Украинский инженеров водного хозяйства в г. Ровно, Усть-Каменогорский строительно-дорожный, Харьковский инженерно-экономический и других учебных заведений горных. В ряде городов, расположенных в районах с развитой горнодобывающей промышленностью, организованы филиалы горных и политехнических вузов, в которых готовят горных инженеров. Главные задачи, стоящие перед высшими учебными заведениями горными: подготовка специалистов горного профиля с глубокими теоретическими и практическими знаниями, владеющих навыками организации производства; подготовка научно-педагогических кадров для учебных заведений горных; повышение квалификации преподавательского состава учебных заведений горных и специалистов горного профиля с высшим образованием; совершенствование качества подготовки специалистов с учётом требований современного производства; создание высококачественных учебников и др. Основные организационные подразделения горного вуза: филиал, факультет, кафедра, научно-исследовательские лаборатории. В филиалах готовят студентов по специальностям с учётом характера производственной деятельности предприятий данного района. На факультете — студентов и аспирантов по родственным специальностям; филиал или факультет объединяет соответствующие кафедры, лаборатории и руководит их работой. Кафедра — учебно-научное подразделение вуза (филиала, факультета), осуществляющее учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам. Научно-исследовательские лаборатории предназначены для решения актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских задач в сфере горной промышленности; одновременно они являются научной базой вуза, способствующей росту квалификации профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Для повышения общеобразовательной подготовки рабочей молодёжи до уровня, необходимого для поступления в высшие учебные заведения горные, при них создаются подготовительные отделения. Основные виды учебных занятий в высших учебных заведениях горных CCCP: лекция, лабораторные и практические занятия, семинары, учебная практика, курсовое проектирование, дипломное проектирование, консультации, контрольные работы и самостоятельная работа студентов. В последний период обучения студентов особое внимание уделяется развитию индивидуальных навыков овладения знаниями, умению сочетать обучение с научной работой по важнейшим задачам горного производства.

Первые горные техникумы после Октябрьской революции 1917 создавались, как правило, на основе горных школ и училищ, сохранивших преподавательский состав и материальную базу: Нижнетагильский, Турьинский, Иркутский, Уральский, Амурский техникумы. В 1918 основан также Владивостокский высший политехникум (ныне Дальневосточный политехнический институт им. В. В. Куйбышева), на техническом факультете которого было открыто горное отделение. В 1920 создан Грозненский нефтяной техникум; занятия начались на горно-нефтяном, электротехническом, химическом, экономическом и строительном отделениях. В конце 20-х гг. началось широкое развёртывание сети горных и нефтяных техникумов. В 1928 организованы Шахтинский, Серговский, Кемеровский техникумы, в 1929 — Горловский, Донецкий, Краснолучский, Кизеловский, В 30-х гг. созданы техникумы: горные — Кизил-Кийский, Копейский, Кутаисский, Орский, Сатшинский, Ташкентский, Чиатурский и др.; нефтяные — Саратовский, Гурьевский, Стерлитамакский, Сахалинский и др.; геологоразведочные — Бакинский, Киевский, Новочеркасский и др.; Харьковский горнотранспортный и Ростовский-на-Дону горноспасательный техникумы. В 60-х гг. открыты Железногорский и Михайловский горно-металлургический, Губкинский горный и другие техникумы. В эти годы подготовку горных техников вели 46 горных, 23 нефтяных, 9 геологоразведочных, 9 горно-металлургических специальных средних учебных заведений горных. Горных техников готовили также в Кировском горнотранспортном, Новокузнецком горномашиностроительном, Гурьевском и Дагестанском политехническом и, кроме того, в заочных техникумах: Донецком горном Минуглепрома CCCP, Криворожском горнорудном, Всесоюзном нефтяном и др.

Организационная структура техникума аналогична вузовской. При техникуме может быть создан филиал, обучение в котором ведётся по вечерней и заочной формам.

В соответствии с декретом Совнаркома об учреждении Московской горной академии в апреле 1919 при ней были открыты краткосрочные курсы горных рабочих и десятников, а осенью того же года — курсы буровых мастеров и штейгеров. Краткосрочные курсы, подготавливающие рабочих для горной промышленности, получили широкое распространение в первые годы Советской власти. Наряду с ними были открыты горнопромышленные школы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ): в 1922 в Донбассе — в Ирмино, Кадиевке, Первомайске, в 1923 в Сибири — Анжеро-Судженская школа, на Дальнем Востоке — Сучанская школа ФЗУ. В Азербайджане в школах ФЗУ началась подготовка квалифицированных бурильщиков. В 1923 насчитывалось более 45 школ горнопромышленного ученичества (в т.ч. в Донбассе 18, Азербайджане 8, Сибири 10). В 1940 созданы школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком учёбы подростков, имеющих образование в объёме 7-летней начальной школы. Ученики в школах находились на государственном обеспечении. Для детей кадровых рабочих угольной промышленности в 1948 были организованы горнотехнические училища с 7-летним сроком обучения, дававшие одновременно профессионально-техническое и среднее образование. Принимали в них подростков 12-14 лет, окончивших 4-5 классов начальной школы. В 1949 училища этого типа были преобразованы в горнопромышленные. В 1954 для выпускников средней школы были открыты профессионально-технические училища (ПТУ) со сроком обучения 1-2 года. В конце 50-х гг. они были реорганизованы, а в 1966 ПТУ восстановлены на базе средней школы и стали готовить в течение 1-2 лет квалифицированных рабочих (машинистов проходческих комбайнов, операторов по добыче нефти и газа и др.). В начале 70-х гг. создан новый тип училища — среднее ПТУ, дающее ученикам одновременно профессиональные навыки и среднее образование на базе 8-летней школы.

Учебные заведения горные за рубежом. Первое учебное заведение горное в Западной Европе — горно-металлургическое училище в г. Яхимов (Чехия), создано в 1716. Аналогичное училище основано в 1735 в г. Банска-Штявница (Словакия). Учебные заведения горные, подготавливающие кадры для развивающейся горной промышленности Европы, создавались во Франции, Германии и других странах. Организация первых высших учебных заведений горных началась в Европе во 2-й половине 18 века и была связана с возросшей потребностью горной промышленности в высококвалифицированных технических руководителях горного производства. В 1762 в Пражском университете открылась кафедра "Академиа металлурджика". В 1763 создана Горная академия в г. Банска-Штявница, в 1765 — во Фрайберге (Саксония). Со 2-й половины 18 века были открыты также Высшая техническая школа горных инженеров в Мадриде (1777), Высшая национальная горная школа в Париже (1783), в 1816 Высшие горные школы в Кельце (Польша) и Сент-Этьене (Франция), Специальная школа технического мануфактурного и горного искусства в Льеже (Бельгия, 1836), Горные академии в Леобене (Австрия, 1848), Пршибраме (Чехословакия, 1849), Берлине (1861), Клаустале (Гарц, 1864). В 1863 при Колумбийском колледже в Нью-Йорке открылась первая в США горная школа. Позже подобные школы были созданы в ряде других штатов страны.

В конце 80-х гг. инженеров горного профиля за рубежом готовят в специализированных вузах или на факультетах политехнических вузов и университетов. В Европе около 40 учебных заведений такого типа: в Австрии — Горно-металлургический университет в Леобене; в Албании — горно-геологический факультет Тиранского государственного университета; в Великобритании — Королевское горное училище при Лондонском университете (1907), Школа гражданского строительства, горного дела и прикладной геологии институт в г. Глазго, отделение горного дела Политехнического института в г. Стаффорд (1970), училище горнорудной промышленности (Корнуолл, Камборн; 1859); в Венгрии — горный факультет Технического университета тяжёлой индустрии в г. Мишкольц; в ГДР — Фрайбергская горная академия; в Греции — горно-металлургическая школа при инженерно-химическом факультете Афинского национального политехническго университета; в Испании — Школа горных инженеров в г. Альмаден и Высшая горнотехническая школа при Политехническом университете в Мадриде, Высшая техническая школа горного дела при университете Овьедо, Горнотехническая школа при университете г. Мурсия, Горнотехническая школа при университете Кантабрия в г. Сантандер; в Нидерландах — горнотехническое отделение Высшей технологической школы в г. Делфт; в Норвегии — горно-металлургическое отделение Норвежского технологического института при университете г. Тронхейм; в Болгарии — Высший горно-геологический факультет в Софии (1953); в Польше — Краковская горно-металлургическая академия (1919), Институт горного дела при Вроцлавском политехническом университете, горный факультет Силезского политехнического университета в г. Гливице; в Румынии — Горный институт в г. Петрошани (1948), Институт нефти и газа в г. Плоешти (1948); в Финляндии — горно-металлургическое отделение Хельсинкской высшей технологической школы (1908), факультет горного дела и металлургии Государственного технологического университета (1908); во Франции — Высшая национальная горная школа в Париже (1783), горно-металлургический факультет и факультет прикладной геологии и шахтной разведки Национального политехнического института в г. Нанси, Высшая национальная школа нефти и двигателей внутреннего сгорания в г. Рюэй-Мальмезон; в ФРГ — горно-механический факультет технического университета в г. Клаусталь-Зеллерфельд (1775), горно-металлургический факультет Рейнско-Вестфальской высшей технической школы в г. Ахен (1870); в ЧСФР — Высшая горная школа в г. Острава (1763), горный факультет Высшей технической школы в г. Кошице; в Швеции — горно-металлургическая школа Королевской высшей технической школы в Стокгольме, Институт горного дела и гражданского строительства и Институт полезных ископаемых и разведочной технологии при Высшей школе г. Лулео; в СФРЮ — горно-металлургический факультет при Белградском университете, горный факультет в г. Тузла при Сараевском университете, факультет горного дела, геологии и нефти при Загребском университете и др.

В Австралии 2 вуза горного профиля: Школа горного дела и технологии полезных ископаемых при Западно-Австралийском технологическом институте и отделение горного дела и полезных ископаемых в г. Брокен-Хилл при университете Нового Южного Уэльса.

В Азии около 40 высших учебных заведений горных или учебных заведений с горными факультетами: в Афганистане — Политехнический институт при Кабульском университете; во Вьетнаме — горно-геологическое отделение Ханойского политехнического института, Ханойский горно-геологический колледж; в Индии — Горно-металлургический колледж при университете г. Варанаси, Индийская горная школа в г. Дханбад (1926), Колледж геологии и технологии полезных ископаемых при Карнатакском университете, геолого-геофизические и горные отделения Индийского технологического института в г. Кхарагпур; в Иране — Иранский геотехнический институт при университете в г. Шираз; в Камбодже — Высший институт советско-кхмерской дружбы при Техническом университете в г. Пномпень; в КНДР — горный факультет Политехнического института им. Ким Чхэка, Чунганский горный колледж; в KHP — Пекинский институт горной технологии, Пекинский институт технологии стали и железа (1952), Пекинский нефтяной институт (1953), Пекинский институт геологической разведки, Китайский университет науки и технологии в г. Пекин (1958), Технический университет Северо-восточного Китая в г. Шэньян, Хэфэйский горный институт, Институт геологических изысканий в г. Чэнду, Колледж нефтяных технологий в г. Чэнду, Китайский университет в г. Гуанчжоу (Катон), Гуйянский технический университет, Центрально-Южный горно-металлургический институт в г. Чанша (1952), Чунцинский технический университет, Фучжоуский университет науки и технологии, Чунцинский университет; в Малайзии — нефтетехническое отделение университета в г. Куала-Лумпур; в MHP — Горно-геологический институт при Монгольском государственном университете в г. Улан-Батор; в Саудовской Аравии — Университет нефти и полезных ископаемых в г. Дахран (1963); в Таиланде — геотехники и транспорта при Азиатском технологическом институте в г. Бангкок; в Турции — горный факультет Стамбульского технического университета, Горная школа в г. Зонгулдак; инженерный факультет Средне-восточного технического университета в г. Анкара; на Филиппинах — горно-геологическое отделение университета Адамсона в г. Манила, горно-металлургический факультет Технологического института в г. Манила; в Японии — Горный колледж и Высшая горная школа при университете в г. Акита и др.

В Африке более 10 высших учебных заведений горных: в Алжире — горно-металлургический институт при университете в г. Аннаба (1975), Национальная политехническая школа в г. Алжир; в APE — горный факультет Высшего индустриального института в г. Асуан; в Гане — Институт горного дела и технологии полезных ископаемых при Университете науки и технологии в г. Кумаси; в Гвинее — горно-геологический факультет Политехнического института в г. Конакри; в Заире — отделение горного дела политехнического факультета в г. Лубумбаши Заирского Национального университета, Национальный горный институт в г. Лубумбаши (1962); в Замбии — горный факультет Замбийского университета в г. Лусака, отделение горного дела Замбийского технологического института в г. Китве-Нкана; в Ливии — нефтяной факультет университета в г. Триполи; в Нигерии — Горно-геологический колледж Кадунского политехникума (1968); в Центральноафриканской Республике — Технологический институт горного дела и геологии при университете в г. Банги и др.

В Северной Америке около 20 высших учебных заведений горных: в Канаде — Горная школа в г. Гейлебури; на Кубе — Горно-металлургический институт в г. Moa; в Мексике — Горная школа при университете г. Гуанахуато; в США — горная школа Колорадо в г. Голден (1874), Горный колледж университета Аризоны в г. Таскон (1891), горный факультет университета Айдахо в г. Москоу, горно-геологический факультет университета Юты в г. Солт-Лейк-Сити, Горная школа "Маки" при университете Невады в г. Рино (1888), горное отделение Мичиганского технологического университета, Горно-металлургическая школа Миссурийского университета (Ролла, 1870).

В Южной Америке около 10 высших учебных заведений горных: в Аргентине — Горная школа в г. Сальта при Национальном университете Тукуман; в Бразилии — Горно-металлургическая школа при Федеральном университете Opy-Прету; в Венесуэле — Школа нефтяной техники в г. Ансоатеги (1965) и Школа инженерной геологии и горного дела в г. Сьюдад-Боливар при восточном университете в г. Кумана, Школа нефтяной техники штата Сулия в г. Маракайбо; в Колумбии — отделение нефтяной техники Индустриального института в г. Сантандере; в Перу — академическая программа инженерной геологии, горного дела и металлургии; нефтяной и нефтехимической техники Национального инженерного университета в г. Лима, академическая программа горного дела в Национальном университете в г. Аякучо; в Чили — горный факультет Государственного технического университета в г. Сантьяго и др.

Ведущие учебные заведения горные CCCP поддерживают тесные связи с учебными заведениями целого ряда государств. Носят они характер обмена профессорско-преподавательским составом (для чтения циклов лекций и повышения квалификации), аспирантами и научными сотрудниками (для повышения квалификации), студентами (для проведения производственных практик). Кроме того, осуществляется обмен опытом преподавательской и воспитательной работы, учебной, учебно-методической и научной литературой, совместно выполняются научно-исследовательские работы.

Рубрики: Наука