Резьба по камню



РЕЗЬБА ПО КАМНЮ (а. stone carving; н. Steinmetzerei; ф. taille de la pierre; и. tallado en piedra, grabado en piedra) — процесс придания камню требуемой формы и внешней отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления, шлифовки, полировки, операций доводки (травления, парафинирования и т.п.), гравировки (резцом, ультразвуком). О технологии резьбы по камню см. ст.: Камнеобработка, Фактурная обработка камня, Распиловка камня, Полирование камня, Шлифование камня.

Резьба по камню применялась на всех этапах истории материальной культуры стран и народов мира, особенно широко в архитектуре, скульптуре, декоративном и ювелирном искусстве. Наивысшие достижения резьбы по камню связаны с обработкой халцедона, оникса, агата, гелиотропа, горного хрусталя, аметиста, яшмы, нефрита, родонита, малахита, лазурита, изумруда, бирюзы, янтаря, коралла, гипса и селенита, обсидиана, мрамора, мраморного оникса ("алебастра") и других облицовочных, поделочных, ювелирно-поделочных и ювелирных камней. С увеличением потребности общества в каменных изделиях развивались приёмы, формы и инструмент, расширялась сырьевая база. В палеолите, мезолите закладывались первичные навыки обработки камня (скалывание). В неолите осуществлялись распиловка камня простейшими каменными "пилами", сверление каменными "свёрлами", шлифовка, использовались абразивные свойства материалов; в энеолите (3-е тысячелетие до н.э.) из твёрдого камня делались полые сосуды. Работа выполнялась специальным приспособлением, снабжённым эксцентриковой ручкой и медным сегментовидным сверлом. Век бронзы дал начало искусству глиптики — миниатюрной резьбы на камне. Резные камни (геммы) служили печатями, амулетами, украшением; делались сначала вручную, а затем с помощью несложного станка с вращающимся резцом. Резьбы по камню античного времени (века железа) характеризуются повсеместным внедрением железного инструмента. Он применялся на ломке, при черновой обтёске, распиловке, сверлении, шлифовке, полировке. В качестве абразива при резьбе и гравировке использовался наждак. При изготовлении гемм широко применялись алмазные резцы.

Реклама



В Европейских странах в раннем средневековье (7-10 вв.) резные изделия из камня предназначались в основном для замковых сокровищниц, ризниц монастырей и храмов. Развитию резьбы по камню способствовала новая география сырьевой базы, появление качественного абразивного и обновление камнеобрабатывающего инструмента, использование алмаза.

В классическом средневековье (10-15 вв.) наряду с прежними придворными мастерскими резьбы по камню возникают цехи, работающие по заказам родовой аристократии, состоятельных горожан, ремесленников, купцов. Ювелирно-поделочный камень выносится на стены зданий, становится украшением интерьера. Такова "карлштейнская" мозаика — особый род убранства стен крупными пластинами яшмы, аметиста, хризопраза (капеллы святого Креста в замке Карлштейн и святого Вацлава в соборе святого Витта в Праге, Чехия, 14 век). Чешские мозаики не имеют аналогов. В Чехии применялись канатные проволочные пилы, которыми распиливались монолиты. В 14 веке в Центральной Европе получили распространение шлифовальные мельницы с водяным приводом и большими вращающимися на горизонтальной оси дисками (Брейсгау, Германия). В 15 веке такие мельницы строятся в Испании и Италии. В крупных религиозных центрах, в местах скопления паломников появились мастерские по изготовлению церковных сувениров и культовых предметов из мягкого камня: амулетов, чёток, нательных крестиков и др.

В позднем средневековье, в эпоху ренессанса и маньеризма (16 — начало 17 вв.) резьба по камню достигает высокого совершенства. Камень становится составной частью дорогостоящих ансамблей и изделий, появляются богатые оправы. Резные чаши, вазы, кубки миланских, мадридских, пражских, флорентийских мастеров в оправе из драгоценных металлов декорировались эмалью и драгоценными камнями. Замечательные изделия из камня вышли из мастерских Якопо Ниццолы да Треццо, создателя грандиозного яшмового убранства церкви Сан-Лоренцо и пантеона королей в Эскориале (Испания), Б. Полиджино, П. Леони, братьев Саракки, резчиков из рода Мизерони, общий вклад которых в историю культуры камня измеряется двумя столетиями, и др. 1-я половина 16 века — блестящий период в истории глиптики, ведущая роль здесь принадлежала итальянским мастерам, работавшим на родине и за её пределами: в Испании, Франции, Чехии.

В начале 17 века возросло число мастерских, работавших над простейшими формами, без оправ, и адресовавших свой товар широкому непритязательному рынку (Идар-Оберштайн, Германия). Резьба по камню приобрела характер мелкосерийного производства.

В 18 веке высокие традиции резьбы по камню сохранялись в мастерских, обслуживавших светский и церковный (папский) дворы. Им противостояла массовая культура камня, воздействие которой на вкусы стало особенно сильно после отмены запрета на использование в ювелирном деле неблагородных металлов, и рынок наводнили дешёвые обрамлённые латунью и медью поделки, пластинки-заготовки для шкатулок, табакерок и т.п. Возник спрос на миниатюрные коллекции цветных камней в виде обелисков, гротов, но чаще — табакерок, их, как правило, сопровождали краткими реестрами представленных камней.

В 19 веке в массовом камнерезном производстве в основном применялись простейшие приёмы изготовления т.н. камнеклейных форм с использованием каменной "фанеры", флорентийская мозаика. Широкий размах приобрело изготовление камей и инталий. Оно стало отраслью ювелирной промышленности. Лишь в обработке статуарного камня в ателье скульптора сохранялись высокие традиции резьбы по камню.

В течение 1-й половины 20 века резьба по камню как самостоятельная отрасль камнеобработки не развивается, но в скромных формах (вставки, рукояти и т.п.) используется для изготовления мелкомасштабных ювелирных изделий и предметов прикладного искусства с использованием драгоценных металлов.

С конца 60-х годов отмечается повышенный интерес рынка к резьбе по камню. Ремесло возрождается и в небольших кустарных мастерских (Идар-Оберштайн), и в крупных фирмах (например, Рудольф Рант в Австрии, Форелли в Италии, Ардоле, Гарнье во Франции, А. Руппенталь в ФРГ).

С 50-х годов значительно изменилась технология обработки цветного камня: широко используются ультразвуковые устройства (см. Ультразвуковая обработка камня) и прогрессивный алмазный инструмент, который позволяет усовершенствовать такие трудоёмкие процессы, как резка, сверление, формообразование, шлифовка и полировка изделий.

Яркий вклад в искусство резьбы по камню внесли народы Востока (Передней и Средней Азии, Индии, Китая, Шри-Ланки, Кампучии и др.). Их многовековый опыт — орудия и украшения каменного века из горного хрусталя, нефрита, жадеита, яшмы, обсидиана; гравированные печати эпохи бронзы и раннего железа из лазурита, халцедона, агата, стеатита; изысканные украшения и предметы обихода средневековья — богатейшая антология форм и приёмов работы с камнем. В 5-10 веках изделиями из хрусталя, агата, нефрита, коралла славились Бадахшан, Газни, Хорезм (Средняя Азия), Сана (Йемен), Мандарун (Шри-Ланка), Бахрадж (Синд), Рей (Иран), Багдад и Басра (Ирак), Кулугур (Индия), Кайфын (Китай). Большинство мастерских работали на местном сырье и привозном абразиве, поступавшем из верховий реки Амударьи, а с 9 века из Нубийской пустыни и с острова Мадагаскар. Для полировки использовали йеменский пережжённый оникс. Абразивный инструмент представлял собой шлифовальники из корундовой породы с протёртыми в камне желобками овального сечения (Бенгалия), наждачные круги (Сирия, Индия и Дальний Восток). С 10 века получает распространение горизонтально вращающийся абразивный круг с нанесённым на нём слоем замешанного на лаке наждака или песка. Мастера Хорезма, Газны и Рея имели железные дисковые пилы, свёрла из закалённой стали, наборы гравировочного инструмента — железные дисковые резцы, трубчатые свёрла, штифты, иглы с шариками на конце. В качестве режущего и гравировочного инструмента использовали алмаз. Алмазным порошком "натравливали" кромки железных дисковых пил при резке твёрдых камней; кристаллом алмаза, зачеканенным или запаянным оловом на конце железной трубочки сверлили камень. Изготовлением таких свёрл славились уйгуры. Крупные вещи обрабатывали на мельничных жерновах, приводимых в движение водой. На шлифовке и полировке использовали круги из различных пород дерева, из кожи. Из письменных источников 7-10 вв. известно об агатовых канделябрах высотой в 1 м, изготовленных в стране Тухоло (верховья реки Сырдарьи); дорогих дарах из горного хрусталя, присылавшихся в Китай из соседней с Тухоло страны Гюйлань; агатовых чашах, изготовленных тангутскими мастерами, нефритовых изделиях Хотана, хрустальных чашах Гибиня, резных кораллах Бенгалии, агатовых, хрустальных и малахитовых кубках Кана, о тронах, собранных из агата персидскими мастерами.

К числу уникальных произведений резьбы по камню средневекового Востока относится нефритовое надгробие на могиле Тимура в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде (15 в.). В Китае лучшие формы резьбы по камню связаны с обработкой нефрита в 16-18 вв., агата, халцедона, горного хрусталя, бирюзы, жадеита и агальматолита, ставшими особенно популярными с 17 века.

В 16-18 вв. резными изделиями из камня славились Турция, Иран, Индия. Ремесленники этих стран достигли виртуозного мастерства в инкрустации нефрита, халцедона и мрамора золотом, драгоценными камнями (рубином, сапфиром, изумрудом, шпинелью), в резьбе и гравировке драгоценных камней, особенно изумруда.

Значительный вклад в резьбу по камню внесли народы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, ольмеки). Наибольшего совершенства в ней достигли майя (15 в. до н.э. — 16 в. н.э.). В 15-2 вв. до н.э. майя делали из кремня, халцедона и обсидиана режущие инструменты и оружие. Предпочтение отдавали цветному обсидиану: коричнево-красному, добывавшемуся близ г. Гватемала, Копан, Киригуа, и зелёному из месторождений, расположенных близ г. Пачука. Предметы обихода (зернотёрки, скалки, ступки, песты) делали из гранита, базальта, известняка, песчаника. Ударные и рубящие орудия — из диорита, кремня, базальта, жадеита и нефрита. Наиболее высоко майя ценили нефрит, принимая за него и внешне сходные с ним диопсид-жадеит и хлормеланит. Из них изготовляли статуэтки, мозаичные маски, таблички с рельефными изображениями богов, украшения — бусы, ожерелья, бутоны, вставлявшиеся в крылья носа, губные вставки, многосоставные серьги. Главными центрами обработки нефрита были древние города майя Тонина и Небах. Майя обрабатывали также горный хрусталь, кварц, бирюзу, плотный кальцит, мраморный оникс, сланец, слюду, пирит (известно зеркало, сделанное из целого куска пирита, и зеркала из тонких пиритовых пластин, наклеенных на песчаник). Нефритом, обсидианом и пиритом инкрустировали зубы, закрепляя камень с помощью вещества, близкого по составу современному портланд-цементу.

Пилили камень лучковой пилой или бамбуковыми пилками, используя в качестве абразива кварцевый песок и точёный нефрит. Сверлили массивными свёрлами из хлормеланита или полыми свёрлами из бамбука, тростника и птичьих костей.

В России резьба по камню берёт начало в средневековье с обработки мрамора, еаручского пирофиллитового сланца (шифера), янтаря (Киевская Русь, 10-12 вв.) и мячковского (поселок Мячково близ Москвы) известняка (Владимиро-Суздальская Русь, 12-13 вв.). Вершина этих работ — белокаменное узорочье Успенского (1158-60) и Дмитриевского (1194-97) соборов во Владимире, храма Покрова на Нерли (1165), Георгиевского собора (1230- 34) в Юрьеве-Польском.

Продолжается освоение твёрдого камня. Известны кресты-тельники из лазурита, агата, родонита в серебряной оправе русской работы, датируемые 12-13 вв.; горным хрусталём и яшмой украшены потиры для церковного причастия, выполненные в Новгороде (начало 14 в.) и Москве (1-я половина 15 в.). Уже в 15 — начале 16 вв. в Москве, как и в др. гг. Руси, значительное место в искусстве занимала мелкая пластика — искусство миниатюрной резьбы по различным материалам, в т. ч. по камню и перламутру. Особенно высоко ценилась резьба по драгоценным и ювелирно-поделочным камням. Высоким пластическим совершенством отмечены композиции резных икон, крестов-тельников, панагий (например, панагия на трёхслойном ониксе "Богоматерь-Оранта" и "Спас" 16 в. в собрании Оружейной палаты). Ведущими центрами камнерезного искусства в 17 в. становятся Екатеринбург, Петербург, в конце века создаются фабрики и на Алтае. Первый документально засвидетельствованный опыт относится к 1726, когда в Екатеринбурге (ныне г. Свердловск, РСФСР) было начато изготовление "яшмового убора" для конюшенной казны Петра II. Делал его Х. Рёф, приехавший сюда по контракту из Швеции для организации мастерской по обработке твёрдого камня. Впоследствии Екатеринбургу отвели главную роль в обработке мрамора для нужд дворцового строительства. В 1738 в городе и окрестностях построили несколько мастерских по обработке мрамора. Центр резьбы по камню переместился в Петергоф, где в 1725 И. Брукнер построил "шлифовальную мельницу" (см. Петергофская гранильная фабрика, ПГФ). Тогда, же в составе Академии наук действовала мастерская по обучению резчиков по камню, возглавляемая сначала И. Брукнером, затем его учеником А. Спиридоновым.

Перебои в доставке цветного камня с Урала в Петергоф и трудности в организации дела привели к переориентации мастерских: в 1745 в столице начал работать завод по обработке мрамора, а в Екатеринбурге занялись только твёрдым камнем. С этой целью в 1746 одна из мраморных фабрик была оснащена вододействующими машинами, в помощь ей в 1747 в Верхнеяицкой крепости (ныне г. Верхнеуральск, РСФСР), в непосредственной близости от месторождений яшмы, была устроена мастерская для черновой обработки камня. Во 2-й половине 18 века в Екатеринбурге была построена новая фабрика для обработки твёрдого камня (см. Екатеринбургская гранильная фабрика, ЕГФ). Первыми её работами были яшмовые Куранты для Аптекарского приказа и заводских лабораторий, яшмовые доски для растирания красок для Академии художеств (Музей МГРИ, Москва); с 1772 — столешницы, пластинки-заготовки для табакерок, рукояти ножей, кортиков, шпаг, образцы для частных и государственных минералогических коллекций ("минеральных кабинетов").

В 1786 на Алтае в Локтевском заводе пущена третья камнерезная фабрика. В 1802 она была перенесена в с. Колывань, отчего получила названием Колыванской шлифовальной фабрики (КШФ). В подготовке проектов для камнерезных изделий этих предприятий принимали участие выдающиеся русские архитекторы, в т. ч. А. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. И. Гальберг и др. Рост профессионализма, проявившийся в монументально-декоративных работах, привёл к тому, что в 1802 при ЕГФ был создан "класс для резания антиков на камне". Руководимый искусным резчиком А. И. Штейнфельдом, он стал школой уральской глиптики.

Национальное самосознание после победы в Отечественной войне 1812 оказало прямое и непосредственное влияние на искусство позднего классицизма с его тяготением к монументализму. Проектируются огромные (до трёх и более метров в диаметре) чаши, вазы, трёхметровой высоты колонны, вынашиваются грандиозные идеи применения твёрдого камня в убранстве дворцов, храмов, триумфальных арок, возводимых в эту эпоху. Центр резьбы по камню переносится в Колывань, где в 18-20 сооружается "фабрика колоссальных вещей". На её станках создаются яшмовые колонны Зимнего дворца, Нового Эрмитажа, храма Христа Спасителя в Москве, камины Большого Кремлёвского дворца, гигантская чаша — "Царица ваз". Колывань привлекла дешевизной крепостного труда на Алтайских заводах, близостью к фабрике каменоломен, огромными запасами сырья, высокой его блочностью.

В 1835-50-х гг. в тесном содружестве фабрик с профессиональной архитектурной мыслью России были созданы лучшие произведения монументально-декоративной резьбы по камню. Приоритет принадлежит уральским камнерезам, особенно много работавшим по проектам ведущих архитекторов (К. И. Росси, И. И. Гальберга, Н. Л. Бенуа, К. А. Тона, А. И. Штакеншнейдера, М. А. Щурупова, А. И. Лютина). Во 2-й половине 19 века все три камнерезные фабрики, обслуживая Кабинет императорского двора и многочисленные придворные конторы, всё более превращаются в домашние мастерские по изготовлению сувениров, пасхальных подарков и др. В 1857 Кабинет решительно отказывается от крупных работ в пользу камерной пластики. Тогда же по инициативе А. И. Лютина в ЕГФ создаётся мозаичное отделение, а с ним на рынке появляется новый тип изделия — т.н. накладки (пресс-папье с горельефными композициями из ветвей, плодов и ягод, вырезанных в твёрдых камнях).

После отмены крепостного права (1861) ведущие мастера резьбы по камню, оставив фабрики, стали развивать кустарное производство. Только в Екатеринбурге появилась сотня семей, живших исключительно резьбы по камню, торговавших в центральных городах России и за границей.

Конец 19 — начало 20 вв. в истории резьбы по камню ознаменовались работой всех трёх фабрик над храмом Воскресения Христова (архитектор А. А. Парланд): над двумя клиросными киотами из яшмы и орлеца (1894-1907), мемориальной сенью (1894-1918, осталась незавершённой), дарохранительницей (1895-1907, Русский музей, Ленинград).

В CCCP резьбой по камню занимаются 16 предприятий. Ведущими являются: Свердловское производственно-техническое объединение (ПТО) "Уральские самоцветы" — преемник ЕГФ, Ленинградское ПТО "Русские самоцветы" — преемник ПГФ, Колыванский камнерезный завод им. И. И. Ползунова — преемник КШФ, камнерезные цехи Всесоюзного объединения "Союзкварцсамоцветы". Мягкий камень обрабатывают: комбинат "Уральский камнерез" (Пермская область), Отрадненская фабрика камнерезных изделий (Краснодарский край), Архангельский завод камнерезных изделий (Архангельская область), фабрика "Борнуковская пещера" (Горьковская область).



Android-приложение
Отраслевые новости:
Аналитика