Транспорт нефти

ТРАНСПОРТ НЕФТИ (от лат. transporto — переношу, перевожу* а. oil transport; н. Oltransport, Erdolfortleitung; ф. transport du petrole; и. transporte de petroleo, transporte de oil) — доставка подготовленной к дальнему транспорту нефти от нефтяных промыслов до других пунктов переработки и потребления. Осуществляется трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным видами транспорта. Различные виды транспорта нефти отличаются по развитию и размещению, технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностям освоения потоков нефтяных грузов, пропускной и провозной способностям на отдельных направлениях и участках, технико-экономическим показателям. Все виды транспорта нефти составляют единую транспортную систему, включающую в себя комплекс постоянных устройств и подвижных средств, предназначенных для снабжения народного хозяйства всем ассортиментом нефтяных грузов. Каждый из видов транспорта нефти имеет особенности, заставляющие предпочесть его для перевозки определённой группы нефтяных грузов. 

Трубопроводный транспорт служит для перевозки больших количеств нефти, нефтепродуктов и сжиженных нефтяных газов в одном направлении. Его преимущества: кратчайшая трасса по сравнению с другими видами; возможность прокладки на любые расстояния между любыми объектами; непрерывность, обеспечивающая ритмичность поставок и бесперебойное снабжение потребителей без затрат на создание крупных хранилищ груза на концах трасс; минимальные потери нефти и нефтепродуктов; наибольшая механизация и автоматизация. Недостатки трубопроводного транспорта: большой расход металла и "жёсткость" трассы перевозок. Доля этого вида транспорта нефти неуклонно растёт (табл. см. в ст. Трубопроводный транспорт). Вместе с тем имеется ряд нерешённых вопросов: сравнительно малый ассортимент перекачиваемых нефтепродуктов, повышенные их потери при последовательной перекачке из-за образования смеси нефтепродуктов и др.

Реклама



Железнодорожным транспортом доставляются нефтяные грузы всех видов, в т.ч. и сжиженные нефтяные газы, в цистернах, бункерах или лёгкой таре. В основном служит для перевозки мелких партий нефтепродуктов, в первую очередь масел, битума и др. При больших установившихся нефтяных грузооборотах использование этого вида экономически нецелесообразно. Универсален, может осуществлять транспортные связи между большинством пунктов добычи нефти и её потребления с помощью разветвлённой сети магистральных и подъездных путей и подвижного состава; имеет высокую общую пропускную способность; обеспечивает равномерность поставок в течение года; трассы длиннее трубопроводного транспорта, но короче водных. Недостатки: порожние пробеги цистерн; ограниченная пропускная способность одного маршрута; необходимость создания сливо-наливных устройств, эстакад и нефтебаз в пунктах отгрузки и приёма нефтегрузов; относительно большие потери при транспортировке и перегрузке.

Водный транспорт позволяет перевозить нефть, нефтепродукты и сжиженные газы в любых количествах в наливных баржах и танкерах (см. Нефтеналивное судно), а также в мелкой таре; обладает относительно небольшой скоростью доставки, кроме того, необходимо создание причального и нефтебазового хозяйства для приёма и отгрузки нефтегрузов (см. Нефтеналивной причал, Стендер). Морской транспорт нефти — единственный вид, обеспечивающий межконтинентальные транспортные связи, располагает неограниченной пропускной способностью.

Речной транспорт в CCCP сезонный, требует в пунктах налива и разгрузки судов либо строительства дополнительных ёмкостей для накапливания нефтяных грузов на межнавигационный период, либо замены его в межсезонье железнодорожными перевозками. Речной путь, как правило, длиннее трассы трубопровода или железнодорожного пути, что в некоторых случаях значительно удорожает транспорт нефти. Используется либо в комбинации с железнодорожным, либо в местах отсутствия железных дорог и нефтепроводов.

Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки на короткие расстояния от крупных нефтебаз к мелким и далее к потребителям. Отличается большой манёвренностью, подвижностью, проходимостью. Однако им доставляются небольшие объёмы грузов, неизбежны порожние пробеги автоцистерн, зависит от наличия, технического состояния и разветвлённости по территории обслуживания нефтегрузами автомобильных дорог.

Различные виды транспорта нефти сравнивают по следующим показателям: экономии, капиталовложения и эксплуатационные затраты, металловложения, ритмичность и др. Выбор вида транспорта осуществляется технико-экономическим сравнением вариантов по минимуму приведённых затрат.